Смоленская командория объявляет набор новициантов.
Обращаться по телефонам
8965-179-O5-89
8903-894-O3-75
по e-mail:
hospitallers@ yandex.ru

[Вход]
[Регистрация]
О клубе
Командория
Фото
Видео
Кузница
История
Гостевая
О клубе
Командория
Фото
Видео
Кузница
История
Гостевая
О клубе
Командория
Фото
Видео
Кузница
История
Гостевая
О клубе
Командория
Фото
Видео
Кузница
История
Гостевая
О клубе
Командория
Фото
Видео
Кузница
История
Гостевая
Одеяние брата клирика ордена госпитальеров в XII веке

От составителя: Статья является переводом французского источника http://www.guerriersma.com/contenu/reconstitutions/hopital/Frere_clerc/frere_clerc.htm.

Содержание:
В конце XII века орден Госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского сильно расширяется. Его благотворительная роль признана Западом, где командории Ордена обеспечивают запросы в продовольствии и в принадлежностях заморские учреждений ордена.

При поддержке Папы Госпиталь стал получать дотации (спонтанные и регулярные) в свои пользу. С середины XII-ого века военная роль Ордена становится все более и более значимой. Братья при оружии, хотя их существование официально не было признано папством, увеличивают свое значение в ордене.

Орден Госпиталя быстро развивается в двух направлениях: организации госпиталей и военном, как об этом свидетельствует монеты ордена «Tuitio Fidei и Obsequium Pauperum» (О Защите Веры и Поддержки Бедных).

Персонаж:
Описываемый персонаж принадлежит к классу Братьев клириков (clercs) Ордена и в этом звании он имеет право на посещение Капитула (он присутствует на общих собраниях Ордена). Дни Брата клирика были посвящены контролю за персоналом, заботящемся о госпитале (прислуга госпиталя) и служению на мессах, на которых он регулярно проповедовал в определенные часы. Хотя не было исключено, что он также сопровождал войска во время их передвижений. Брат клирик не играет никакой военной роли.



Реконструкция этого костюма основан на письменных источниках (канон ордена Госпиталя и статуты, а также коммерческих практик ордена) и на некоторых изобразительных источниках XII-XIII веков. Наш персонаж из конца XII века. В связи с редкостью источников пришлось заимствовать и экстраполировать элементы из другого века, на основании вывода о том, что одежда братьев клириков мало изменилась в течение этого периода…

Шоссы (сhainse, chausses):
Сначала, брат одевает свое нижнее белье. К брэ (braies) подвязаны шоссы без стопы, как указано уставами Ордена (1239): «также в основном доме, каждый из братьев, должен носить шоссы (chauses) без передней части - стопы (pies)». Здесь шоссы изо льна.
Шосса (chainse) проста и длинна, здесь белая, хотя никакой источник не оговаривает цвет. Согласно канону 1154 она должна обязательно быть шерстяной или льняной.


Роба (la robe):
Затем, брат надевает робу (robe) c широким капюшоном (который прослеживается в нескольких монашеских орденах, в том числе и у Францисканцев). Эта одежда обозначена, как «garnache с supe» (роба с капюшоном) в уставах ордена. Роба предназначена скорее для месс и для задач, не требующих большой свободы движения. Для работ и в текущей жизни, монахи предпочитали классическое блио (bliaud), без капюшона (что часто просматривается в иконографии XIII века).

Госпитальеры приняли темные цвета для их одежды в знак скромности. В литературе, эту одежду описывают как "чёрную (noirs)". Тем не менее, вследствие применения естественных пигментов для окраски (растения, как коричневая краска или ископаемые, как уголь), чёрный долго не сохранял свою насыщенность.

Таким образом, иллюстрации «Книги Игр» Альфонсо Португальского (XIII век) показывают двух играющих в шахматы Госпитальеров-монахов, одного в сером цвете и другого в коричневом.



Цвет робы, на котором мы остановились - темно-коричневый (каштановый). Ношение креста на груди в этот период еще не распространено. Всеобщее ношение появляется только в конце XIII века.

Роба скроена с несколькими вставками. Она отличается большим размахом, длинными рукавами и широкий капюшон заканчивающемся остриём.


Могила Луи де Франс, вторая половина XIII века (фрагмент)

Historia Ecclesiastic, последняя четверть XII века


На голову монах одевает маленькую шапку, которая должна быть обязательно белой: «она предостерегает братев о не имении вышитой шапки (cuevrechief(?) rechame), но тон (цвет) только белый» (уставы 1262). Термин «rechame» означает "вышитый": любая вышивка очевидно запрещена, головной убор должен быть простой. Не уточняется, на что походил этот головной убор. Мы выбрали маленькую шапку составленную из льняных сегментов, форма которых часто встречается в конце XII века.


Вокруг талии, брат завязывает пояс из льняных нитей (вервий). Он сделан по принципу пояса описанного в 1239: «Именно вещи apertienent (?) суконщику балиев (baillis) и любых братьев (freres) ... следует перечисление ..., и "льняные нити святости" (saintures de fil)». Этот термин может означать много вещей: веревка из конопли, тесьма из скрученных нитей, и т.д. Мы основывались на одной из статуй собора Шартра (вход, XII век) рассматривая пояс, который мог быть одного типа с вышеописанным. Реконструкция сделана из шерстяных нитей.



«Одеяние (habit): плащ (le manteau)
    Как и все братья Ордена, клирик носит "одежду (l'habit)", то есть одежду, которая представляет орден Госпиталя. Речь идет о плаще, который дается брату в день его вступления в Орден.
Он должен быть "черным" (здесь шерстяной тёмно-серого цвета, по причинам упомянутым выше) и нести белый крест. Плащ должно носить за стенам госпиталей, принадлежащих ордену и всегда правильно (он должен покрывать плечи).

Крест очень простой, греческой формы (изображённой на некоторых печатях магистров), льняной и из двух частей.


Печать Garin de Montaigu,
Великого Магистра с 1207 по 1228


Крест с восьмью концами, так называемый «Мальтийский» появился в ордене намного позже и был стилистической эволюцией (а не напоминанием креста первого госпиталя в Амальфи), На печати Garin de Montaigu на плаще изображен греческий крест, в то время как на ленте представлена форма Potent (подробнее см. Форма госпитальерского креста), переходящая в крест с восьмью навершиями…


Плащ скрепляется двумя тканными шнурками. Этот способ застёгивания плаща часто встречается в иконографии (см. для примера иллюстрации Книги Игр).


«Белая одежда» (Le «vetement blanc»)
Сделана по принципу одежды в уставах Ордена: «Клирики должны одевать белую одежду, когда они служат священниками у алтаря. … когда священник собирается посетить больных, он должен быть в белом одеянии и благоговейно нести тело Нашего Сеньора (Христа) … »

Форма этой одежды не уточняется в текстовых источниках. Мы отдали своё предпочтение ризе, хотя эта одежда могла бы быть также просто белым платьем.







Фредерик – Исарн.
Воины Средневековья.
Фото: Воины Средневековья.

Перевел © Alfonso, редактор перевода © Enton, 2009


<<НАЗАД

Добавить комментарий
Asgard
отличная статья. не знал, что вервие имеет столь простую конструкцию, думал, что это верёвка.
2014-09-14 12:03:57


Enton
Эта статья, как и статья про одеяние ордена (кстати из книги Николя) - всего лишь версии, основанная на источниках, так что и тут и там могут быть ошибки.
Единствено верное (и то с долей оговорок), можно подчерпнуть непосредственно из источников.
2009-10-07 22:18:00


Enton - Плащ и капюшон
То что в разделе "Одеяние ордена" нарисовано, это лишь видение художника описанных статут (причем скажу я вам художник тот даже не историк судя по его рисункам).
Суть же есть в тексте статут - а в нем не указано про капюшоны (т.е. скорее всего было и так и так).
Про подкладку сказано - зимний на меху, летний без меха (специально перечитал устав еще раз).
Кроме того застежки у плаща на том рисунке не обоснованные, а вот в этой статье правильные.
2009-10-07 22:04:00


Rodger Volfgan
Или в 12в. плащ был без капюшона а в 13 только с капюшоном ?! Как тогда последний носить с робой или гарнашем ?
2009-10-07 14:36:00


Rodger Volfgan - Одеяние
Да статья очень хорошая. Командор у меня у Вам возник вопрос относительно одеяния. На фото клирик носит плащ серого (черного) цвета, по ходу он без подкладки, и без капюшона... Хотя в разделе "Одеяние ордена 13 века" и роба и плащ имеют капюшоны, как с этим быть ? Я планирую делать плащ себе, по 13вв и одвать его на гарнаш, поясните все же как правильно ?! Или это не имело исторически строгих соответствий ?
2009-10-07 12:01:00


Alfonso
Полность согласен с Энтоном. И ещё раз повторю: мы ничего толком не знаем, а Д. Николь - старый фантазёр:)
2009-03-10 20:19:00


Enton
Для тех кого интересует что такое гарнаш и с чем его едят, вам сюда: http://13c.ru/forum/viewtopic.php?t=1151 и сюда http://13c.ru/forum/viewtopic.php?t=1225
2009-03-10 15:55:00


Alfonso
Да, если интересыюшиеся есть, то могу перевести и остальные. Токо не сразу и не все:)
2009-03-10 03:10:00


Alfonso
Господа, опять началось:) Мало по форумам срались, что такое гарнаш, что такое роба? Мы ведь не знаем в чём они сидят наверняка;)Это всего лишь гипотеза "на тему", не более чем!
2009-03-10 02:54:00


Dietmar - Одежда клирика в 13 веке
Беру на себя смелость ответить. Изначально рукава робы (гарнаша)  были узкими в знак бедности и для экономии ткани. К середине 13 века гарнаши стали шить широкими, чтобы братья могли одевать под них стеганки. В 1259 братья в доспехах стали носить красные сюрко, а робы остались чисто гражданской одеждой и, скорее всего, снова стали узкими.
Источник: Д.Николль - Рыцари ордена госпитальеров 1100-1306
2009-03-09 15:56:00


Жерар де Тесси - Одежда в 13 веке
А насколько изменилась одежда клирика к концу 13 века? И еще одно. Меня смущают широкие рукава робы... Я конечно могу ошибаться и поправьте меня,если это не так, но ведь у госпитальеров рукава были узкие, в знак бедности, а здесь они достаточно широкие, по моему это несоответствие...

2009-03-07 19:08:00


Enton
Вот что нашел, это цитата из Man-At-Arms: "Статута 1262 года запретила во время военной экспедиции носить любой тюрбан цветом, отличным от белого, как вышитый, так и со свободно свисающим до талии хвостом." Так что похоже господа французы ошибаются в своих суждениях.
2009-03-05 00:24:00


Enton
К сожалению у меня нет устава 1262 года, наверное он бы пролил свет. Может там имеется ввиду цвет чепца? Остается только гадать почему в книге игр конца 13 шапка темная. если в уставе она белая...
2009-03-03 15:14:00


Dietmar
Отличная статья, только у меня вопрос по поводу шапки. В книге игр она темная, такая же принята в нашем приорстве. Или белая шапочка привилегия клириков?
2009-03-02 20:40:00




smhospital.ru, smhospital.fsay.net