Смоленская командория объявляет набор новициантов.
Обращаться по телефонам
8965-179-O5-89
8903-894-O3-75
по e-mail:
hospitallers@ yandex.ru

[Вход]
[Регистрация]
О клубе
Командория
Фото
Видео
Кузница
История
Гостевая
О клубе
Командория
Фото
Видео
Кузница
История
Гостевая
О клубе
Командория
Фото
Видео
Кузница
История
Гостевая
О клубе
Командория
Фото
Видео
Кузница
История
Гостевая
О клубе
Командория
Фото
Видео
Кузница
История
Гостевая
Орден Госпитальеров (Иоаннитов)

(Alliance de Chevalerie des Hospitaliers de Saint Jean de Jerusalem )

(Краткий исторический очерк)
Часть 1.

orden-gospital-1.jpg (18038 bytes)Этот Орден является, пожалуй, старейшим из известных двенадцати монашеско-рыцарских Орденов средневековья.

Из этой дюжины наиболее заметный след в истории средневековья вообще, и в частности, в истории Крестовых Походов оставили три - госпитальеры, тамплиеры и тевтоны. Орден Тамплиеров прекратил свое существование в первой половине XIV века, два других существуют и по настоящее время, хотя и не играют теперь сколько-нибудь заметной политической и военно-политической роли. Они выродились в благотворительные общественные организации, т.е. вернулись к тому состоянию, с которого начинались.

Этот Орден известен под рядом названий и к тому же с течением времени его названия менялись.

У нас в России он известен под следующими названиями:
*Странноприимный Дом Иерусалимского Госпиталя;
*Орден св.Иоанна Александрийского;
*Орден св.Иоанна Крестителя;
*Орден св.Иоанна Иерусалимского;
*Орден Святого Иоанна;
*Мальтийский Орден;
*Орден Госпитальеров;
*Орден Иоаннитов.

На французском языке известно название:
*Alliance de Chevalerie des Hospitaliers de Saint Jean de Jerusalem -Рыцарский Госпитальный Союз Cвятого Жана Иерусалимского.

На английском языке известны названия:
*Religious Military Order of the Roman Catholic Church-Религиозный УВоенный Орден Римской Католической Церкви;
*Order of Saint John -Орден Святого Джона;
*Sovereign Military Hospitaller Order of Malta-Суверенный Военный Госпитальный Мальтийский Орден;
*Sovereign Military Hospitaller Order of Saint John of Jerusalem, of Rhodes and of Malta - Независимый Военный Госпитальный Орден Святого Джона Иерусалимского Родосский и Мальтийский;
*The Chivalric Alliance of Hospitallers of Saint John of Jerusalem - Рыцарский Госпитальный Союз святого Джона Иерусалимского;
*The Order of St.John of Jerusalem -Орден Св.Джона Иерусалимского;
*The Order of the Knights of Malta -Орден Мальтийских рыцарей;
*Sovereign Military Order-Суверенный Военный Орден.

Известна также аббревиатура S.M.H.O.M. - Sovereign Military Hospitaller Order of Malta.

Название Sovereign Military Order of Saint John of Jerusalem, of Rhodes and Malta (Суверенный Орден Святого Джона Иерусалимского, Родосский и Мальтийский) было включено в название Ордена в 1936 году. Слово Hospitaller (Госпитальный) было принято в XIX веке и добавлено к ранее  существовавшему наименованию. Слово Sovereign (Суверенный) было добавлено  после потери Мальты в 1800 году , чтобы отразить автономный экстратерриториальный принцип; слова Military (Военный) и of Malta (Мальтийский) не отражают современное значение, но отражают его исторические и рыцарские традиции.

Руководители Ордена именовались:

* до лета 1099г. -Ректор (Rector);
*лето 1099 - 1489 - Основатель и Директор (Founder and Director) только Джерард, последующие - Магистр (Magistery);
*1489 -1805  - Гранд Магистр (Grand Magistery);
*1805-28.3.1879 - Лейтенант магистра  (Lieutenant  Magistery );
*28.3.1879-н.вр. -Гранд Магистр (Grand Magistery);

От автора. В нашей литературе больше принято именовать руководителей  Орденов   "Гроссмейстер" или "Великий магистр" вместо "Гранд Магистр". Это уже больше филологический спор и принципиального значения не имеет.

Орденом в разное время руководили (список неполный):
*1070 (1080?,1099 ?) -1120 - Gerard Beatified (Джерард Благословенный);
*1120-1160 - Raymond du Puy (Раймонд де Пюи);
*?-1217-? -Гарен де Монтегю;
* ? -1309-?- Fulk de Villaret (Фальк де Вилларэ);
*?-1441-? -de Lastic (де Ластик);
*? -1476-? -Helion Villeneuve (Гелион Вильнёв)
*? - 1481  - Pierre d'Aubusson (Пьер д'Обюссон);
*1481 -1534 -Philippe Villiers l'Isle Адам (Филипп Вилье де Лиль Адам);
*1534-? Хуан де Хоменес;
*1557-1568 - Jean Parisot de la Valette (Жан Паризо де ла Валетт) ;
*1568-1572 -Пьетро дель Монте;
*1572-1582 -Jean de la Cassiere (Жан де Ла-Кассиер);
*?-1603 -Алоф де Виньякур;
*?-1657 -Lascaris (Ласкарис);
*1657-? -Martin de Redin (Мартин де Редин);
*?-1685-? -Карафа;
*1697-1720 -Раймунд де Рокафуль;
?-? -Pinto de Fonseca (Пинто де Фонсека);
*?-1797 - Emmanuel de Rohan (Эммануил де Роган);
*1797-1798 -Ferdinand von Hompesch (Фердинанд фон Гомпеш)
*1798-1801 -Павел Петрович Романов (Голштейн-Готторпский);
*1803-1805 -Giovanni-Battista Tommasi (Джованни Батист Томасси);
*15.6.1805-17.6.1805 -Innico-Maria Guevara-Suardo (Инницо-Мария Гевара-Сардо);
*17.6.1805-5.12.1805 -Giuseppe Caracciolo (Джузеппе Карацциоло)
*5.12.1805-1814 -Innico-Maria Guevara-Suardo (Инницо-Мария Гевара-Сардо);
*1814-1821 -Andrea di Giovanni e Centelles (Андреа ди Джованни и Центеллес);
*1821-1834 -Antonio Busca a Milanese (Антонио Буска а Миланезе);
*1834-1846 -Carlo Candida (Карло Кандида);
*1846-1865 -Philip von Colloredo (Филлип фон Коллоредо);
*1865-1872 -Alessandro Borgia (Александр Борджиа);
*1872-1905 -Giovanni-Battista Ceschi a Santa Croce (Джованни-Батиста Чечи а Санта Кроче);
*1905-1931 -Galeazzo von Thun und Hohenstein (Галеаццо фон Тун унд фон Гогенштейн);
*1907-1931 -фактически за болезнью Галеаццо Орденом управлял лейтенант гроссмейстера -Pio Franchi de' Cavalieri (Пио Франчи де'Кавальери);
*1931-1951 -Ludovico Chigi Albani della Rovere (Людовик Чиги Албани делла Ровере);
*1951-1955 -Antonio Hercolani-Fava-Simonetti (Антонио Герчолани -Фава- Симонетти).(Имел титул лейтенанта гроссмейстера);
*1955-1962 -Ernesto Paterno Castello di Carcaci (Эрнесто Патерно Кастелло ди Карачи);(Имел титул лейтенанта гроссмейстера);
*1962-1988 -Angelo Mojana di Cologna (Ангело Моджана ди Колона);
*1988-настоящее время -Andrew Bertie (Андреа Бертье).

Неизвестно время правления гроссмейстера Дидье де Сен-Жайль (XIV-XV век).

orden-tamplier-1-6.gif (6582 bytes)Отличительным признаком госпитальеров является белый восьмиконечный крест, известный также под названием "мальтийский крест" на черном плаще. Позднее, примерно с середины XII века белый восьмиконечный крест носится на груди на красном супервесте (суконный жилет, повторяющий покрой металлической кирасы и носящийся поверх кирасы или вместо нее).

На рисунке справа офицер Кавалергардского полка Русской Армии 1800 годаorden-gospital-6.jpg (11904 bytes) в красном супервесте с белым мальтийским крестом ("гвардия, приданная Великому Магистру"). Российский император Павел I в 1798-1801 годах являлся Grand Master Мальтийского Ордена.

К началу средневековья, Иерусалим стал главным местом паломничества христиан, хотя трудности, с которыми сталкивались путешественники, шедшие через страну постоянно находящуюся в неразберихе, разделенyю войнами и ссорящимися местными вождями, в сочетании с долгим путешествием через море, переполненное пиратами и мародерами, делал это предприятие чрезвычайно опасным.

А на Святой Земле почти не было христианских организаций, способных обеспечить ночлег, медицинскую помощь, питание пилигримам, которых, к тому же часто захватывали местные жители с целью получения выкупа.

Относительно точного времени рождения Ордена в разных исторических источниках приводятся разные даты. По некоторым источникам в 1070 году (за 25 лет до Первого Крестового Похода ) знатный рыцарь Герард (Джерард?) основал при уже существовавшем Странноприимном Доме в Иерусалиме священное братство, взявшее на себя заботы о христианских паломниках. По другой версии этог произошло в 1080 году и основатель не был рыцарем..

Историк Guy Stair Sainty сегодняшний официальный историограф Тевтонского Ордена утверждает, что большинство историков сходятся на том, что некий   Gerard Beatified (Джерард Благословенный) родом из города Martigues что во французской провинции Прованс в момент взятия крестоносцами Иерусалима 15 июля 1099 года  уже являлся ректором (Rector) или мастером (Master) Госпиталя в Иерусалиме.

От автора. Термин "госпиталь", который понимается сегодня всеми как военная больница или больница для раненных на войне, и понимается только как чисто медицинское учреждение, в те времена означал значительно более широкое понятие. Латинское слово "gospital" переводится, как "гость". Можно сказать, что Госпиталь того времени -это гостиница или приют, где путник может получить весь комплекс услуг, в которых он нуждается (ночлег, питание, лечение, отдых, защиту, безопасность, религиозные требы), причем в значительной мере бесплатно.

В период правления Джерарда Госпиталь являлся сугубо мирной организацией. Число мест в госпитале достигало 2 тыс. Использовались методы передовой тогда арабской медицины. Он создал первые Уставы Госпиталя, что для того времени, характерного отстутствием каких либо правил и установлений, было просто удивительно.

orden-gospital-2.gif (11468 bytes)На вырезке из плана Иерусалима красным показан Госпиталь.

Госпиталь располагался  возле  Церкви Святого Джона Баптиста (Church of Saint John the Baptist) и недалеко от   Церкви Гроба Господня (Church of the Holy Sepulcher) и  Аббатства Санты Марии Латинской (Abbey of Santa Maria Latina).

Госпиталь был организован в двух отделениях - одно для мужчин посвященное Святому Иоанну (Saint John), другое (для женщин) посвященное Марии Магдалине (Mary Magdalen) и оба отделения находились   первоначально под властью Аббатства Санты Марии Латинской (Abbot of Santa Maria Latina).

Помощь оказывалась раненным и больным любого вероисповедания, что приносило Госпиталю много доходов от благодарных пациентов и позволило Госпиталю стать независимым от Бенедиктинского Аббатства (Benedictine Abbot), вскоре после взятия крестоносцами города. С обретением независимости Госпиталь отказался от поклонения Святому Бенедикту (Saint Benedict) в пользу Святого Августина (Saint Augustine).

orden-gospital-3.jpg (11211 bytes)В 1107 году тогдашний христианский король Иерусалима Болдуин I официально утвердил монашеское Братство (Brotherhood) и закрепил за ним землю, на которой располагался Госпиталь.

На снимке панорама современного Иерусалима с видом на церковь Гроба Господня и места, где располагался Госпиталь.

Под руководством Джерарда братья сформировали себя в религиозное братство, принимая торжественные клятвы бедности, целомудрия и повиновения.

Чтобы символизировать свой  отказ от всего мирского, они выбрали униформой простую одежду и белый крест, который позже стал восьмиконечным как символ восьми блаженств.

Буллой Postulatio Voluntatis от 5 февраля 1113, Римский папа Пасхалий II (Pope Pascal II) одобрил их устав, за исключением упоминаний о любых военных режимах работы.

Эта булла гласила:
" Нашему Почтенному Сыну Джерарду, основателю и Директору Иерусалимского Госпиталя (His Venerable Son Gerard, Founder and Director of the Hospital of Jerusalem) и его всем законным последователям и продолжателям ....,
Ты просил нас, чтобы Госпиталь, который Ты основал в городе Иерусалиме, около церкви Святого Джона Баптиста, должен быть укреплен по полномочию Папского престола и усилен защитой Апостола Святого Петра (Apostle Saint Peter), .. .......
Мы соглашаемся с твоими просьбами с отеческим милосердием, и мы подтверждаем по полномочию этого существующего декрета, этот Храм (House of God), этот Госпиталь (Hospital), повинуется Апостольскому Глазу, и защищен Святым Петром .....,
что Вы - действительный  администратор и директор этого госпиталя, и мы желаем, чтобы, в случае вашей смерти, никто не мог быть помещен во главе его уловкой или интригой и что уважаемые братья могут избирать по воле Бога .......,
мы подтверждаем навсегда, и для Вас и ваших наследников ...
все преимущества, привилегии и имущество, которое это теперь имеется в Азии и Европе и которое может быть приобретено в будущем , освобождается от любых налогов." .

В последующие годы под эгидой Братства (Brotherhood) были основаны госпитали  для паломников в Европе, в основном, в портовых городах Сант-Гилесе (Saint-Gilles), Асти (Asti), Пизе (Pisa), Бари (Bari), Отранто (Otranto), Таранто (Taranto) и Мессине (Messina). В этих госпиталях паломники могли приготовиться к паломничеству, дожидаться корабля и  приготовиться к долгому и опасному путешествию через Средиземное море, а также  отдохнуть после паломничества перед возвращением домой.

Джерард умер в 1120 году и день его смерти до сих пор  числится в календаре Мальтийского Ордена.

Но еще до смерти Джерарда к Братству присоединяется группа рыцарей крестоносцев во главе с неким  Раймондом де Пюи (Raymond du Puy) родом из Прованса. (который позднее стал после Джерарда вторым руководителем Госпиталя)

Не вполне точно известно, когда Братство стало   заниматься функцией  военной  защищиты Гроба Господня (Holy Sepulcher)  и бороться c неверными везде, где обнаружит. Примерно считается, что  между 1126 и 1140 годами .

Первая военная задача, выполняемая новыми братьями рыцарями была физическая защита паломников шедших от Яффы (Jaffa) до Иерусалима (Jerusalem) от постоянно беспокоящих их бандитов.   Очень быстро задача разрослась до обязанности очищать окрестности от разбойников и вообще от неверных.

С этого времени и до времени падения Мальты Мастера (Masters) или Гроссмейстеры (Grand Masters) (с 1489), были, и религиозными руководителями (Religious Superiors) и военными командирами рыцарей (Military Commanders of the knights).

Таким образом, между 1126 и 1140 годами Братство все больше становится военно-религиозной организацией, хотя функции призрения  слабых и больных паломников сохранялись.

В это же период наименование организации   "Братство" (Brotherhood) заменяется на "Орден" (("Ordo" (Order)), как это уже было принято в военно-религиозных сообществах в Европе.

Точных сведений относительно происхождения первых рыцарей-госпитальеров не имеется. Вполне очевидно, что подавляющее их большинство было французами, т.к. основная масса крестоносцев Первого Крестового Похода была из Франции и Раймонд де Пюи также был французом. Однако, большинство госпиталей Ордена в Европе размещались в южной Италии, а большая часть пожертвований шла из Испании. Поэтому есть все основания полагать, что среди рыцарей-госпитальеров имелось немало итальянцев и испанцев.

В 1137 году Римский папа Иннокентий II утвердил правило, согласно которому, ранее вступивший в Орден брат не имел права самостоятельно снять с себя обет, Для этого требовалось согласие всех остальных братьев.

Вступавшие в орден принимали три обычных монашеских обета - безбрачие, бедность и повиновение

Первоначально не требовалось никаких доказательств своего благородного происхождения, чтобы стать рыцарем-госпитальером. Само наличие дорогостоящего оружия, защитных доспехов, боевого коня уже указывало на благородство. Нередко для выполнения военных задач привлекались временно и не состоящие в братстве рыцари. Однако к 1206 году члены Ордена уже делились на классы, к первому из которых принадлежали только рыцари. Руководящий состав мог избираться только из их числа. Ко второму классу принадлежали орденские священники, так называемые "служащая братия"(сержанты), сотрудники госпиталей, к третьему классу обслуживающий персонал. Последний класс обетов монашества не давал. В бою участвовали рыцари и сержанты. 
Кроме братьев ряд привилегий и защиту Ордена получали также так называемые "собратья" (confratres) и "дарители" (donati), т.е. те, кто помогал Ордену или непосредственным участием в боевых действиях или же материально. Этой системы в других Орденах не было

Орден очень быстро становился мощной военно-монашеской организацией. Его военная мощь уже в 1136 году побудила корорля Иерусалима передать госпитальерам крепость Бетгемлин (Bethgibelin), важный стратегический пункт на южной границе, прикрывющий порт Ашкалон. Госпитальеры за свой счет укрепили и расширили крепость.

Чем объяснить возникновение и очень быстрое развитие военно-монашеских Орденов в начале XII века, и ордена госпитальеров. в частности?

Дело в том. что монархи и крупные феодалы того времени были хорошими воинами, зачастую неплохими военачальниками, но вовсе никакими администраторами. Можно сказать, что все они были просто разбойниками в королевских мантиях. Завоевывать территории и крепости они умели, грабить их тоже. Но XII век был веком становления государственности. Общественное развитие требовало стабильных границ, законов, стабильности страны. И только военно-монашеские Ордена с их  тщательно разработанными уставами и членами, научившимися их исполнять, связанными единой целью, не имеющими своих собственных своекорыстных интересов, скрепленных дисциплиной и имеющие в руках постоянное обученное и сплоченное войско могли быть и были на деле очагами, зародышами возникновения государств.

Именно это привлекало к Орденам и королей, видевших в этих организациях свою опору, и состоятельных людей, ищущих прочной защиты от произвола крупных феодалов, и католическую церковь, видящую в Орденах средство укрепления власти паспкого престола.

Госпитальеры, будучи хорошими администраторами, привлекали к работе выдающихся строителей. медиков, архитекторов, оружейников того времени, создавали сеть укрепленных пунктов по границам королевства, организовали своего рода пограничную службу, препятствуя проникновению в страну мусульманских отрядов.

orden-gospital-4.jpg (11810 bytes)Между 1142 и 1144 годами госпитальеры приобрели пять графств в округе Триполи, суверенное княжество на севере королевства. Всего к этому времени в руках госпитальеров находилосб уже около 50 укрепленных замков. включая такие важные крепости Крак де Шевалье ((Krak des Chevaliers (Crac)) и Маргат (Margat).  Руины этих замков и поныне высятся на господствующих высотах над долинами, напоминая о временах Крестовых Походов и власти христианства над этими землями.orden-gospital-5.jpg (7620 bytes)

На снимке выше руины орденского замка  Крак де Шевалье.

На снимке справа руины орденского замка Маргат.

Рыцари Ордена, понимая свое могущество, были не очень щепетильны с церковными властями. Они просто-напросто вытеснили из центра Иерусалима аббатство Санты Марии Латинской и заняли, ранее принадлежавшие аббатству здания.

Госпитальеры принимали активное участие во Втором Крестовом Походе, внося а ряды крестоносцев элементы порядка, организованности что помогло одержать ряд побед.Однако,  поход закончился провалом.

В довольно таки продолжительный   полувековой промежуток времени между окончанием второго Крестового похода (1148) и началом третьего Крестового похода (1189) история северной Африки богата событиями борьбы между христианами и мусульманами. Здесь было все - и свирепая жестокость и тех и других, и заключения союзов, и предательство и успешные штурмы городов как с одной стороны, так и с другой. Во всех этих событиях госпитальеры  принимают самое активное участие В 1177 госпитальеры вместе с тамплиерами участвуют в битве при Аскалоне и вносят существенный вклад в победу христиан. Мусульмане во главе с Атабеком Нуретдином сумели организовать отпор крестоносцам. В 1154 году он овладел Дамаском и начал наступление на Иерусалимское королевство.

В 1187 году Саладин вторгается в Иерусалимское королевство и осаждает Тивериаду. Он захватывает город.

В течение нескольких недель все крепости королевства пали. Затем наступила очередь и самого Иерусалима и Тира. К этому времени раздоры между тамплиерами и госпитальерами, включая военные стычки и серьезные бои, привели к ослаблению обеих Орденов, взаимной неприязни и недоверию. Настоящей обороны Иерусалима организовано не было и город пал.

В 1189 году начинается Третий Крестовый поход. К   1191 году после двухлетней осады крестоносцам удается овладеть крепостью Сен-Жан д`Акр (Акра).

15 июля 1199 года, т.е. в самом начале Четвертого Крестового похода крестоносцам удается вновь овладеть Иерусалимом.

В первой половине - середине XIII века госпитальеры являются основной военной силой христиан в Палестине и сдерживают натиск мусульман.  Они принимают участие в  V, VI, VII Крестовых походах. В 1244 году в конце VI Крестового Похода в битве под Газой госпитальеры терпят серьезнейшее поражение. В плен попадает магистр и много рыцарей.

Но в 1249 году госпитальеры принимают участие в VII Крестовом Походе. И снова неудача - проигрыш битвы при Мансуре, в ходе которой в плен попадают магистр и 25 высших руководителей Ордена.

Крестоносцев преследует одна неудача за другой. Госпитальеры становятся арьергардом последних Крестовых Походов. Они продолжают удерживать свои крепости, даже когда другие крестоносцы уже покидают Палестину.

Крак де Шевалье они удерживают до 1271 года, Маргат до 1285 года. Когда пал Иерусалим в 1187 году, госпитальеры перенесли свою резиденцию в Акру (Сен Жак д`Акр). Но в 1291 году пришлось оставить и последний оплот христианства в Палестине. Раненый магистр Ордена Иоаннитов, прикрывавших эвакуацию горожан и посадку их на корабли взошел на борт корабля последним.

Так закончилась эпоха Крестовых Походов, а с нею и эпоха расцвета и величия военно-монашеских орденов. Орденам предстояло искать свою нишу в новых исторических условиях.
Тевтоны отсрочат свое падение тем, что переключатся на христианизацию Прибалтики.
Тамплиеры так и не найдут своего места в Европе и будут в 1307 году разгромлены опасавшимися за свою власть французским королем Франциском Красивым и Папой римским Клементом V.
Госпитальеры, разместившись сначала на острове Кипр, а затем перебравшись на остров Родос продлят свое активное существование морскими операциями на Средиземном море против пиратов.

Но об этом в Части 2.

Литература

1.Guy Stair Sainty.THE SOVEREIGN MILITARY HOSPITALLER ORDER OF MALTA (Сайт www.chivalricorders.org/orders/smom/crusades.htm)
2.Э.Лаввис, А.Рамбо. Эпоха крестовых походов. Русич. Смоленск. 2001г.
3.М.Ткач, Н.Какабидзе. Тайны рыцарских Орденов. Рипол Классик. Москва. 2002г.
4.Мячин А.Н и др. Сто великих битв. ВЕЧЕ. Москва. 1998г.



Суверенный Военный Орден Госпитальеров св.Иоанна
на Родосе и Мальте
(Sovereign Military Hospitaller Order of Saint John of Jerusalem, of Rhodes and of Malta)

(Краткий исторический очерк)
Часть 2.

После оставления Святой Земли в 1291 году госпитальеры больше никогда не возвращались туда как военная сила.

Первоначально они основались на острове Кипр, где имели обширные владения. После ликвидации Ордена Тамплиеров значительная часть их земель и имущества папской буллой от 2 мая 1312 года были переданы Госпитальерам, что существенно увеличило их владения.

Вынужденные искать себе применение и избежать участи Тамплиеров, рыцари Госпиталя развили активную благотворительную  и врачебную деятельность в столице Кипра Лимассоле. Кроме того, они  традиционно владели довольно сильным флотом, который стал использоваться для защиты христианского судоходства в Средиземном море от пиратов, особенно из мусульманских стран. Успешная деятельность на этом поприще снискала уважение киприотов и поддержку католической церкви. В течение двадцати последующих лет флот Госпитальеров стал самым сильным в этом регионе.

Однако статус  вассалов кипрской короны не устраивал госпитальеров. Они обратились к императору Византии с просьбой уступить им остров Родос (Rhodes) в Эгейском море. Отличный климат, выгодное стратегическое положение на морском пути с юга Европы на Восток, плодородная земля обеспечивали господство над морем и обеспеченность продуктами. Однако император Византии отказал Госпитальерам.

Родос

В 1307 (1309?) году, воспользовавшись незначительным предлогом, что якобы женский монастырь Госпитальеров, рассположенный на Родосе подвергается опасности захвата Госпитальеры высадились на острове. В течение нескольких лет шла упорная борьба за остров и в 1309 (1312?) году Орден окончательно закрепился на острове.

В последующие годы Орден, используя большие доходы от своих владений в Европе поддерживал свой статус активной благотворительной и врачебной деятельностью, неустанной борьбой с мусульманским пиратством.

В период пребывания на Родосе сложилась окончательно административная структура Ордена.

Центром Ордена, его главной штаб-квартирой (Convent) является остров Родос. Здесь располагается высший руководитель Ордена -Магистр (Magistery), позднее Гранд Магистр (Grand Magistery), второе главное лицо Ордена -Приор (Prior), отвечающее за всю религиозную составлющую ордена, священников Ордена, отправление религиозных служб; и администрация Ордена.

В ряде случаев, например, в отрезок времени   между смертью одного магистра и выборами другого (это могло составлять от нескольких месяцев до нескольких лет) его обязанности выполняет Лейтенант магистра  (Lieutenant  Magistery ), т.е. заместитель

Администрация (Adminsitration) Ордена состоит из восьми  Бейлифов(Bailiffs), отвечающих за конкретные  направления деятельности Ордена:

1.Главный Командор (Grand Commander), который вместе с Казначеем (Treasurer), управляет  общим имуществом, осуществляет контроль над ревизионным комитетом (Accounts committee), действует как  Начальник Артиллерии (Master of the Artillery) и назначает некоторых священников.

2.Маршал (Marshal), позже Главный Маршал (Grand Marshal), который действует,  как  начальник военного штаба и занимается всеми военными вопросами.

3.Госпитальер (Hospitaller) или Главный Госпитальер (Grand Hospitaller), который управляет  работой госпиталей и больниц.

4.Драпиер (Drapier), с 1539 года  Главный Опекун (Grand Conservator), который отвечает за снабжение   вооруженных сил Ордена и ответствечает  за техническое обслуживание некоторых формирований.

5.Адмирал (Admiral), или Главный Адмирал (Grand Admiral),   должность, появившаяся когда Орден оставил Святую Землю и который командует галерами.

6. Туркопольер (Turcopolier или Turcopilier), который командует туркополями (Turcopoles) , т.е. наемными солдатами из местного населения в Палестине и на Родосе и Мальте, и отвечает за береговую охрану.

7.Главный Канцлер (Grand Chancellor), который подписывает все распоряжения правительства, ставит официальные печати и контролирует выполнение   всех указов и декретов.

8. Главный Бейлиф (Grand Bailiff) с 1428 года , ответственный на Родосе за защиту защиты замка святого Петра (Castle of Saint Peter) и позже острова Гоцо (Gozo).

Кроме главной резиденции на острове Родос Орден располагал обширными земельными владениями в разных странах. Эти владения объединялись по территориальному признаку в Ланжисы (Langues), т.е. отделения. Иногда это слово переводится как "Языки", т.к. деление осуществлялось по национальному признаку. Позднее термин Kанжис был заменен на Главное Приорство (Grand Priories). Таких ланжисов первоначально было четыре (французское, испанское, германское и итальянское). Позднее, а по некоторым данным одновремено с первыми появилось еще три -Прованс(Provence), Авиньон (Auvergne) и Англия. Еще позднее испанский ланжис был разделен на два -Арагон (Aragon) и Кастилию (Castile). Всего получилось восемь ланжисов. Тогда же родилась легенда о происхождении восьмиконечного креста, как символа Ордена - восемь концов говорят о восьми ланжисах.

Каждый из ланжисов контролировал один из восьми высших руководителей ордена:
*Прованс (Provence) - Главный Командор (Grand Commander),
*Авиньон (Auvergne) - Маршал (Marshal),
*Франция - Госпитальер (Hospitaller),
*Италия - Адмирал (Admiral),
*Арагон (Aragon) - Драпиер (Drapier) (позже Главный Опекун(Grand Conservator)),
*Англия - Туркопольер (Turcopilier),
*Германия - Главный бейлиф (Grand Bailiff) (пост, изобретенный, чтобы удовлетворить Немцев),
*Кастилия (Castille)-Португалия - Главный Канцлер (Grand Chancellor).

Каждое из восьми ланжисов имело свое представительство на острове (как они позже делали это и на Мальте), называемое Ауберг (Auberge), в котором  размещался руководитель ланжиса, именуемый Конвентальный Байлиф (Conventual Bailiff).

В XVI столетии ланжисы (Langues) были разделены на двадцать три Главных Приорства (Grand Priories), увеличившихся до двадцати пяти Главных Приорств и двадцати поместий (Bailiwicks) ко времени падения Мальты.

Главные Приорства (Grand Priories), Приорства (Priories) и владения (Bailiwicks) (многие из которых были подчинены Главным Приорствам) были разделены на командерии (Commanderies), маленькие религиозные сообщества, обычно  состоящие из большого земельного участка, имущества с общим домом, в которой командор и два-три полноправных рыцаря или  рыцаря-послушника держали свою резиденцию с большим числом служащих братьев и братьев священиков.  Земли обрабатывались обычно крестьянами-арендаторами из числа местных жителей и приносили Ордену большие доходы.

Члены Ордена делились на три основных класса.

Первый класс - рыцари, которые составляли ядро Ордена и и посвящали ему всю свою жизнь, принимая монашеские клятвы бедности, целомудрия и повиновения. Только они одни могли быть назначены Конвентуальными Бейлифами (Bailifss of the Convent) и выше.

Второй класс - священники (Chaplains), которые являлись братьями-священниками, освобожденными от военных обязанностей, но чей обязанностью являлись духовные потребности рыцарей и живущих в имениях Ордена. Приор избирался из их числа.

Третий класс - "боевые сержанты" (Serjeants-at-Arms), позднее "служащие братья" (Serving Brothers), подразделяемые в свою очередь на:
-"боевые братья" (Brothers of Arms), которые до 1364 года имели право получить статус рыцаря, и
-"братья обслуживания" (Brothers of Office), которые выполняли второстепенные обязанности и играли непритязательную роль.

До потери Мальты "служащие братья" (Serving Brothers), если не ленились, могли также сделать карьеру и вырасти до религиозных братьев (religious-brothers) и были не меньше члены Ордена чем полноправные рыцари (knights of Justice). Они допускались к выборам Гроссмейстеров, которым они могли отдавать свои голоса, хотя они не допускались до любой старшей должности.

Позже появился четвертый класс "сестер" (Sisters) разделенный на: -"полноправных сестер" (Sisters of Justice) и
-"сестер льготных" (Sisters of Grace) которые жили в женских монастырях с их собственной игуменьей (Superior), но были под властью своих национальных приорств (командорств).

Члены (Postulants) рыцарства были позже разделены на тех, кто могли представить требуемые доказательства благородства их происхождения и принимались в Орден как новые
"полноправные рыцари" (knights of Justice),

и той не-знати, которые иногда допускалась как

-"повинующиеся рыцари " (knights of Obedience) и которых можно было бы позже признать
-"льготными рыцарями" (knight of Grace).

В чрезвычайно редких случаях Гроссмейстер мог поднять "льготного рыцаря" (knight of Grace) в ранг "полноправного рыцаря" (knights of Justice), вообще давать возможность рыцарю выполнять службу, определенную этим рангом.

И полноправные рыцари и льготные рыцари, с достаточным старшинством, могли иметь право стать командорами.

Но новые полноправные рыцари, и льготные рыцари, кто принес только неполный обет не могли занимать высокие должности в Ордене.

К шестнадцатому столетию ранг "преданный рыцарь" (knight of Devotion) присуждали с увеличивающейся регулярностью; такие члены не принимали монашеские обеты и жили в своих семьях. Сегодня этот последний класс составляет большинство членов.

Назначение командоров командерий  (commandery) было до 1354 года в руках местных Главных Приоров (Grand Prior) но из-за злоупотреблений ими властью, прешло в руки Гроссмейстера в Совете (Grand Master in Council).

Все назначения утверждались большинством голосов, с двумя исключениями - Гроссмейстеру разрешали делать назначение командора " Льготы " ("of Grace") каждые пять лет и Гроссмейстеру разрешалась та же самая привилегия в его собственной области. Кроме того, каждый Приор имел особую  командорию (Magistral commandery), в которой он мог назначать командора по его собственному усмотрению.

Чтобы стать командором и получить под свое командование командерию рыцарю, священнику или, очень редко служащему брату было необходимо постоянно прослужить рядовым рыцарем, по крайней мере пять лет в Конвенте (Convent), т.е. на острове и выполнить минимум три похода на Орденской галере.

При этом претендент мог получить командорию только в той стране, откуда он родом. Например,   поляк не мог быть назначен на датскую командорию, сицилиец не мог быть назначен на ломбардскую командорию.

После пяти управления лет командор, доказав, что он улучшил свою командорию, мог подняться в должности.
После пятнадцати лет службы, из которых десять, должно быть проведено в Конвентет.е. на острове Родос, он мог стать Коневентуалом (Conventual) или капитульером бейлифа (Capitular Бейлиф), если там имелись вакансии.

Большая часть рыцарей Ордена служивших на Родосе и на галерах происходила из Франции, как и большинство гроссмейстеров, за исключением нескольких испанцев и одного итальянца.

Базируясь на Родосе в течение больше чем двух сотен годы, первая задача Ордена состояла в том, чтобы создать свою силу на материковой части в Малой Азии, т.к. как они все еще участвовали в постоянных столкновениях с мусульманами. Крепости крестоносцев по побережью Halicarnassus обеспечили безопасный долгосрочный путь для христианских паломников к Иерусалим, которым, в то время не было запрещено входить в город, поскольку они приносили процветание его жителям.

После того, как орден покинул Святую Землю и обосновался на Родосе, его скорее следовало бы назвать не просто военным, а военно-морским Орденом. Свой флот госпитальеры дальновидно стали создавать еще в эпоху Крестовых Походов, но вплоть до конца XVIII века именно флот и в первую очередь флот обеспечил процветание Ордена, сохранение его военно-политического значения в Средиземноморье, в то время, как Орден тамплиеров рухнул, едва покинув Святую Землю, а почву из под ног рыцарей Тевтонского Ордена выбили литовцы, приняв в конце XIV века христианство.

Значительную часть побережья Средиземного моря занимали мусульманские государства. В море свирепствовали мусульманские пираты. Борьбой с ними и занялся при полной поддержке христианской Европы Орден. Официальные историки Ордена всю военную деятельность госпитальеров в их родосский период сводят к защите христианского судоходства и сугубо положительной оценке их деятельности, заявляя, что только благодаря госпитальерам идея Крестовых Походов надолго пережила сами Крестовые Походы, что более двухсот лет Орден едва ли не в одиночку защищал берега Европы от ужасов пиратских набегов. Однако, в исторических источниках той поры не раз можно встретить отзыв о родосских рыцарях - "пираты во Христе". Госпитальеры были пиратами и морскими разбойниками не меньше, если не больше алжирцев, турок, иорданцев, египтян и прочих мусульман.

Они многократно совершали набеги на мусульманские города, грабя их и увозя жителей в рабство. Широко практиковало христолюбивое воинство и захват знатных заложников с возвратом за выкуп. Их корабли бороздили не только Средиземное море. Они совершали разбойничьи набеги и на западное побережье Африки

В 1345 году Орден изгоняет турок из Смирны ( современный Измир) и захватывает южную часть Малой Азии, а в 1365 с помощью войск христианских королей и Александрию. Это открывало христианским странам торговые пути в Египет и на Восток.

В 1480 году в июле, турки, обеспокоенные наличием в Средиземном море сильного христианского флота и экпансионистской политикой госпитальеров предприняли поптытку захватить Родос и уничтожить Орден. Вторично они попытались сделать это весной 1481 года.

Однако только в 1522 году после почти годичных боев двухсоттысячная турецкая армия овладела островом. 20 декабря 1522 года госпитальеры сдались.

Христианские государства не оказали никакой помощи госпитальерам в их борьбе с турецким государством. Это были уже времена, когда процесс установления государственности, как таковой, в Европе был давно закончен и шла борьба монархов за передел границ, за установление господства над окружающими каждое государство территориями и ослабление Ордена, господствовавшего над акваторией Средиземного моря было выгодно не только туркам.

Условия сдачи были очень мягкими. Султан пообещал, что на острове будет сохранена католическая вера, церкви не будут осквернены, а Орден сможет покинуть остров со всеми своими кораблями, реликвиями, оружием и богатствами. Условия сдачи султан выполнил и 1 января 1523 года последняя галера Ордена покинула остров Родос. Более чем 200 летняя орденская история острова закончилась.

Второе десятилетие XVI века можно назвать похоронным десятилетием рыцарско-монашеских Орденов. Примерно в это же время, а именно в 1524 году гроссмейстер Тевтонского Ордена маркграф   Albrecht von Hohenzollern отказывается от своего монашеского обета, слагает с ебя полномочия гроссмейстера, объявляет Пруссию герцогством и изгоняет Орден из прусских земель. Но протяжении определенного времени оба Ордена еще пытаются сохраниться в прежнем виде, удержать свои привилегии, сохраниться как военная сила, но дальнейшая их судьба в общем-то похожа на судьбу стареющей и дряхлеющей собаки, ищущей себе хозяина, которому она могла бы пригодиться. Начинается вырождение Орденов и превращение их   из могущественнийших военных организаций в благотоворительные лечебные общества.

Госпитальеры на 50 галерах, на которых разместилось более 5 тыс. человек прибыли на остров Кандия, принадлежащий в то время Венеции. В марте 1523 года они отпыли в Мессину (Италия), но там свирепстовала чума и госпитальеры продолжили свои скитания уже по суше.

На какое-то время их приютил герцог Савойский в Ницце. И снова скитания на протяжени семи лет. К счастью их несколько поддерживал Римский папой Клемент VII, и бывший рыцарь Ордена Медичи , которому угрожала французская армия и который надеялся извлечь выгоду из военной поддержки Ордена. В период этих скитаний немало бывших командоров и приоров ланжисов, пользуясь слабостью Ордена, его беспомощностью присвоили себе владения и отдались под защиту своих местных феодалов. Орден стремительно беднел.

Все это время гроссмейстер Ордена вел переговоры с императором Священной Римской империи  Карлом V (испанский король Карлос I), который еще в октябре 1523 года предложил госпитальерам отправиться в севернцую Африку и разместиться в городе Триполи, которому угрожали мусульмане. Позднее на выбор был предложен остров Мальта с прилегающими островами Гоцо и Комина.

Еще летом 1524 года восемь Конвентальных Байлифов ( по одному от каждого национального отделения - ланжиса) побывали в Триполи и на Мальте, но от Триполи Орден категорически отказался.

Мальта

orden-gospital-2-1.jpg (10598 bytes)На снимке внутренний двор главной резиденции Ордена на Мальте замка Св.Ангела   (Grand Magistral Palace of Sant' Angelo). В настоящее время замок восстановлен и используется Орденом.

В конце концов Орден согласился на остров Мальта и в соответствии с жалованной грамотой Императора Священной Римской империи короля Сицилии Карла V датированной 24 марта 1530 года, ратифицированной Римским папой Клементом VII 25 апреля 1530 Орден вступил во владение островом   26 октября того же самого года.  Условиями владения являлись ежегодная дань в виде 1 сокола (платилась аккуратно вплоть до 1798 года), не использование гавани Мальты кораблями Ордена, конфликтующими с Сицилией и признание вассальной зависимости от короля Испании.

Однако предоставление госпитальерам Мальты не было со стороны Карла V благотворительным актом. Орден все еще владел мощным галерным флотом, а испанское побережье и южное побережье Франции в то время постоянно подвергались опустошительным набегам алжирских пиратов во главе с Хайрутдином и Аруджей Барбароссой. Стратегически удобное расположение острова (несколько морских миль от Сицилии и 220 миль от Триполи) позволяло надеяться, что госпитальеры воспользуются возможностью показать себя нужными Европе.

Так и произошло. Несколько изменив свое название -The Sovereign Military Hospitaller Order Of Malta-Суверенный Военный Госпитальный Мальтийский Орден и став боле подчиненным Папе Римскому и королю Сицилии, Орден надолго продлил свое военно-политическое существование.

Официальные историографы  Ордена тщательно прячут от людских глаз целый том истории   жизни рыцарей в XVII-XVIII веках, когда шло активное освоение Америки. Госпитальеры приняли самое деятельное  участие в добыче и перевозках выгодного товара, именовавшегося скромно "торговля черным деревом", из Африки в Новый Свет. Проще говоря, госпитальеры занимались поставками через Атлантику негров для продажи их в качестве рабов на плантации Америки. Невозможно теперь подсчитать, сколько сотен тысяч африканских негров пересекло океан в трюмах кораблей под госпитальным флагом, сколько их было выброшено за борт.

Активными действиями своего галерного флота в защиту христианского судоходства и пиратскими действиями в отношении кораблей мусульманских стран Орден возбудил против себя турецкого султана. Кроме того, огромные доходы Ордена от торговли "черным деревом" возбуждали алчность турецких султанов.

18 мая 1565 года турецкий десантный отряд под командованием Пиали Капитан-Паша со 190 кораблей высадил на остров стотысячную армию. Военные силы госпитальеров насчитывали 400 рыцарей и около 6 тыс. солдат. Осада крепости с неодократными штурмами длилась вплоть до сентября. Однако госпитальеры во главе с гроссмейстером Жаном Паризо де ла Валлетт отбили все штурмы и дождались прибытия испано-итальянских войск, посланных на остров по настоянию римского Папы Пиуса V. Орден потерял 240 рыцарей и около 5 тыс. солдат.

Эта победа обеспечила свободу судоходства европейских стран по Средиземному морю. Еще раз в крупном морском сражении Орденский флот сошелся с турецким при Лепанто (Lepanto) в 1571 году. Мощь турецкого государства была подорвана и больше турецкий флот не мог угрожать Европе.

Однако величие победы при Лепанто сыграло с Орденом злую шутку. Его военные возможности все больше оказывались невостребованными. В Ордене стала падать дисциплина, участились конфликты между рыцарями разных национальностей. Гроссмейстер Жан де ла Кассиер управлял Орденом неумело и недальновидно. В это время значительно усилилось влияние инквизиторов, назначаемых Римским папой, что вызывало резкое недовольство рыцарей, вплоть до попыток убийств инквизиторов. Все чаще гроссмейстер, чтобы поправить финансовое положенире Ордена предпринимал под предлогом освободительных походов самые настоящие  разбойные набеги. Соседние государства все больше начинали опасаться Ордена.

Середина XVI века характеризуется развитием учения Мартина Лютера, направленного против католицизма. Учение нашло широкую поддержку в Квропе. Это нанесло тяжелейший удар по Ордену. Под влиянием реформации семь гермаских командорств заявили об отказе от католицизма и образовали свой орден св. Иоанна во главе с выходцем из Восточной Пруссии Баиливиком Бранденбургским. Подавлящее большинство голландских рыцарей вышли из состава Ордена. В Англии королевским указом Главное Приорство Ордена было просто запрещено, а его имущество конфисковано.

Постепенно Орден попадал во все большую зависимость от императора и Римского Папы. Император добился назначения главным приором своего ставленника из Богемии. В 1582 году Папа Григорий XIII  стал добиваться права назначать гросмейстеров Ордена. Это требование удалось отклонить, но в 1620 году папа Урбан VIII добивается контроля над итальянским командорством с тем, чтобы назначение должностных лиц  в это командорство производилось не Орденом, а Папой.

В 1628 году Папа принимает декрет о том, что в период между смертью одного гроссмейстера и выборами другого Орденом управляет непосредственно Папа. Это давало возможность Ватикану кардинально влиять на выборы нового гроссмейстера.

С 1631 года власть гроссмейстера ограничивается управлением только двумя командорствами в каждом ланжисе.

Следом Папа устанавливает порядок назначения   "Президента" в Орден, как своего представителя и инквизитора.

И наконец буллой от 21 октября 1634 Урбан VIII закрепляет свое право назначать гроссмейстера при определенных обстоятельствах.

Таким образом, к 1635 году Орден попадает в полную зависимость от папского престола и его суверенитет теперь ограничен правом решения внутренних текущих вопросов.

Разграбление Ордена, начатое Урбаном VIII продолжил и Папа Иннокентий X. В 1648 году он отбирает у Ордена самую богатую командорию Парма и дарит его своему племяннику.

Эти удары значительно  подорвали способность Ордена иметь существенные вооруженные формирования.  И только продолжавшая сохраняться угроза турецкой экспансии сдерживала грабительские устремления Ватикана в отношении Ордена. В результате,  к концу XVII столетия Орден продолжал сохранять суверенитет и автономию, имел некоторую поддержку со стороны европейских монархий.

orden-gospital-2-2.jpg (10278 bytes)На снимке орденский Кафедральный Собор Св.Иоанна  в городе Ла-Валетта на острове Мальта (The Cathedral of Saint John, Valletta).

Тридцатилетня война (1618-1648) между габсбургской (Испания, Австрия, папский престол, католические княжества Германии) и антигабсбургской (Франция, Дания, Швеция, Голландия, Англия, Россия) коалициями продлила существование Ордена, как военной организации. Война велась под лозунгом крестового похода католиков против еретиков и Орден принял в ней  активное учстие на стороне католицизма. Результаты войны позволили Ордену возвратить под свое управление ряд командорств в германских княжествах, вернувшихся в лоно католицизма и в северной Европе.

Однако битва при Passarowitz в 1718 году, оказавшаяся последним аккордом идеи Крестовых Походов была последней битвой, в которой Орден участвовал, как военная  сила. С этого времени военная роль Ордена сводится к борьбе в Средиземном море против пиратов.

Увеличивающаяся централизация монархической власти в европейских странах вела ко все возрастающему  подчинению монархам существующих национальных религиозных Орденов (как это произошло с испанскими Орденами Сантьяго, Калатрава, Алькаранта, Монтеса (Spanish Military Orders of Santiago,Calatrava, Alcantara и Montesa) чьими гроссмейстерами и бессрочными администраторами навсегда стал король Испании), и к подавлению больших наднациональных Орденов, которые теперь воспринимались как потенциальная угроза новым национальным государствам.
В ряде стран короли с целью  поднять их персональный престиж и расширить их контроль над   собственной аристократией, основали новые религиозно-военные рыцарские Ордена, или Орденские Конфедерации, чьи правила вступления и членства были  менее строгие чем в Мальтийском Ордене.

В течение XVII-XVIII столетий Средиземноморские государства создали свои собственные значительные военно-морские силы, чтобы защищать   свои береговые линиии. В этой обстановке Мальтийский Орден  становился ненужным, а удобный порт острова  Мальта большим соблазном для флотов Франции, Италии, Испании.

К концу  восемнадцатого столетия Российский флот стал главной угрозой флоту Оттоманской империи. Это, в конечном счете,  вело к развитию отношений с русским царем. С одной стороны Россия находилась достаточно далеко от острова, чтобы слишком вмешиваться во внутреннние дела Ордена, с другой покровительство России и ее мощного флота могло обеспечить острову защиту от притязаний европейских монархов.

Начинался новый, хотя и очень короткий период истории Ордена Иоаннитов.

См. часть 3.

Литература

1.Guy Stair Sainty.THE SOVEREIGN MILITARY HOSPITALLER ORDER OF MALTA (Сайт www.chivalricorders.org/orders/smom/crusades.htm)
2.Э.Лаввис, А.Рамбо. Эпоха крестовых походов. Русич. Смоленск. 2001г.
3.М.Ткач, Н.Какабидзе. Тайны рыцарских Орденов. Рипол Классик. Москва. 2002г.
4.Мячин А.Н и др. Сто великих битв. ВЕЧЕ. Москва. 1998г.


Орден Святого Иоанна Иерусалимского
( Order of St.John of Jerusalem )

(Краткий исторический очерк)
Часть 3.

Этот период истории связан, прежде всего, с буржуазной революцией во Франции конца XVIII века. Радикально настроеннные вожди революции являлись противниками  религии вообще и католицизма, в частности, видя в институтах религии опору монархии.

Первую волну ликвидации церковных организаций 1790-91 годов, когда были распущены все национальные религиозные Ордена, госпитальеры пережили, т.к. Национальное Собрание полагало, что мальтийцы обеспечивают защиту южного побережья Франции от набегов берберских пиратов.

Однако доклад депутата Винценца, предложившего использовать богатства Ордена на благо революции, привел к изданию декрета от 19 сентября 1792 года о прекращении деятельности   и конфискации всего имущества Ордена на территории Франции.

Появление фальшивого манифеста гроссмейстера, датированного 10 октября 1793,  объявляющего Орден в состоянии конфронтации с республикой, дало повод  радикалам  ко все новым атакам на Орден и в 1797 году они добились включения всех членов Ордена  в список предателей и врагов республики, что автоматически лишало их любых прав на имущество, которое  не было конфисковано ранее. Кроме того, это обеспечило основание Директории осуществить план захватить Мальту, используя предполагаемую враждебность Ордена к республике.

Таким образом, французская революция   поставила окончательный крест на Ордене, как военно-монашеской организации. После этого разгрома Орден уже никогда не смог быть сколько нибудь значащей политической организацией и военной силой.

13 июля 1797 года умирает гроссмейстер Эммануил де Роган, а новый гроссмейстер немецкий барон Фердинанд фон Гомпеш, не будучи достаточно сведущим ни в политике, ни в дипломатии, ни в военном деле не сумел добиться реальной поддержки и помощи от государств, благоволивших к Ордену и, в частности, от России, хотя русский император Павел I уже в январе 1797 года организовал на территории  Росийской империи новое главное приорство и готовил поход кораблей в защиту Мальтийского Ордена.

Орган государственной власти в революционной Франции Директория   13 июля 1797 года принимает декларацию о походе в Египет и попутном захвате Мальты. Республиканский французский генерал Наполеон Бонапарт предлагал Директории внезапно захватить остров еще в сентябре 1797 года, чтобы исключить попытки любых государств вмешаться в мальтийскую историю, но Директория по непонятным причинам медлила. Медлили и Россия с Англией.

Французский флот вышел в море только 19 мая 1798 года, а 9 июня вошел в бухту Мальты. 15 линейным кораблям и 10 фрегатам флота Франции с пятнадцатью тысячами солдат на борту Орден мог противопоставить только четыре тысячи солдат и рыцарей.

Сопротивляться было бессмысленно и 10 июня 1798 года правление Ордена Госпитальеров Мальтой, продолжавшееся 268 лет,  закончилось.

Рыцари оказались в невозможном положении; они смело и успешно защищали острова и религию против сил ислама в прошлом, но теперь перед ними стояла неприятная обязанность защиты суверенитета, борясь со своими согражданами и    единоверцами.

Оба Главных Маршала Ордена бейлиф Чарльз-Абель де Лорас (Charles-Abel de Loras) (комендант замка Валетта) и командир войск в сельской местности, Евгений де Роган (Eugene de Rohan), главный приор из Аквитании, были поставлены перед необходимостью принять неприятное решение поднять оружие на своих соотечественников или отказаться от защиты островов, и они  выбрали второе. Если бы Гомпеш был бы способен организовать эффективную защиту острова, Бонапарт вероятно отказался бы от осады, чтобы преследовать свою главную цель, вторжение в Египет.

Переговоры начались утром 11 июня и, позднее тем же вечером, мир был подписан. Остров передан Бонапарту. На следующий день, в соответствии с соглашением, которое было составлено между Орденом и французскими силами вторжения гроссмейстеру обещали помощь Франции в получении "эквивалентного" княжества тому,   которое он потерял.
Французским рыцарям гарантировали  иммунитет от преследования и конфискаций в соответствии с которым, которым они могли или возвращаться во Францию или могли остаться в Мальте, которая была объявлена французской территорией, и им предоставлялись государственные пенсии по семьсот  франков каждому (одна тысяча для тех старше шестьдесяти лет). Сам Гомпеш не подписывал это соглашение. От имени Ордена его подписали байлиф de Bosredon-Ransijat, байлифы  Mario Testaferrata и   Frisari, и позже этот факт использовался как основание для возобновления  требований возврата Ордену островов. 

Россия

Госпитальеры единственный католический Орден, имевший связи с Россией с конца XVII века, когда русский царь Петр I послал на Мальту боярина Шереметева. Эта связь диктовалась для России необходимостью иметь базы флота в Средиземноморье для борьбы с турками, а для Ордена необходимостью иметь верного и постоянного союзника против турок.

В период правления императрицы Елизаветы (1741-1761) в российской столице находился посланик Ордена маркиз Сакрамоза. При Екатерине II (1762-1796) Орден и Россия заключили военный союз против Турции. Русские офицеры проходили морскую практику на кораблях Ордена, орденские рыцари принимали участие в качестве офицеров Руской Армии в войнах против Турции.
В конце правления Екатерины под давлением французского императора Людовика XV Орден разорвал официальные связи с Россией. Однако, существовавшее Главное Приорство Ордена в Польше, с утратой Польшей независимости и включением ее в состав Российской  империи в 1774 году, оказалось под угрозой и Орден, дабы не потерять значительные владения, был вынужден заключить Конкордат о сохранении приорства и позднее, во времена правления императора Павла I 15 июня 1797 года  преобразовать в Главное Приорство ордена в России.

Это дало основание Павлу 7 августа 1797 провозгласить себя   Протектором Ордена (Protector of the Order), хотя этот титул по уставу Ордена не мог иметь   некатолический монарх и его должен носить Император Священной Римской империи и Король обеих Сицилий  Франциск II (Holy Roman Emperor and the King of the Two Sicilies). Однако Франциск    в тот момент отчаянно нуждался в союзниках и никак не отреагировал на этот поступок русского императора. Рыцари и руководство Ордена, преследуемые в то время республиканской Францией, также крайне нуждались в защите и опоре и охотно приняли покровительство России.

Император Павел очень благоволил к мальтийцам. На территории России он предоставил членам Ордена "все те отличия, преимущества и почести, коими знаменитый Орден пользуется в других местах". Было организовано три командорства, руководитель Главного Приорства в России был введен в состав Государственного Совета. Всячески поощрялось вступление русскихorden3-gospital-3-1.gif (10334 bytes) дворян в Мальтийский Орден.

В 1798 году царским манифестом было утверждено наличие в стране католического приорства в количестве 98 командорств, в наградную систему империи был включен знак отличия ордена святого Иоанна Иерусалимского.

На снимке справа: 1-Командорский крест ордена Св.Иоанна Иерусалимского, 2-Звезда ордена, 3- Солдатский крест ордена.

В 1799 году командорским крестом ордена император Павел пожаловал выдающегося российского полководца А.В.Суворова.

 orden3-gospital-3-2.jpg (9908 bytes)Мальтийцы же создают в Санкт-Петербурге военно-учебное привелигированное заведение Пажеский корпус. В это заведение принимались только дети высших сановников (не ниже III класса по Табели о рангах), которые, впитав дух католицизма и мальтийского рыцарства, затем, служа в армии и гвардии и продвигаясь на высшие военные и государственные посты, способствовать развитию католицизма в империи.

На снимке учащийся старшего курса Пажеского корпуса (камер-паж) 1897г.

Пажеский корпус так и не стал проводником римской церкви в России, но воспитал немало выдающихся военачальников и высших чиновников. Все, что осталось от мальтийцев в корпусе, так это грандиозная корпусная католическая церковь, преобразованная позднее в православную, да белый мальтийский крестик в качестве значка выпускников Пажеского корпуса.

Папский престол закрывал глаза на все нарушения устава Ордена, видя в его деятельности способ проникновения католицизма в Россию, замены православия католицизмом в империи.

После падения Мальты Орден потерял суверенную территорию. Гроссмейстер Гомпеш отплыл в Триест, где 12 октября 1798 года обратился с посланием ко всем христианским монархам, прося защиты от Франции. Однако, монархи Европы не  испытывали желания ввязываться в войну с Францией, защищая интересы Ордена.  Главный Приор Ордена в Германии князь Хайтерсхайм обвинил Гомпеша в измене. Король неаполитанский расторг отношения с Орденом и изгнал мальтийского посла из Неаполя. Воспользовавшись ситуацией, герцог Тосканы, король Сардинии конфисковали имущество Ордена. Так же поступил и император Австрии.

Император Священной Римской империи Франциск II (Holy Roman Emperor Francis II) с благословения Римского папы Пия VI потребовал 6 июля 1799 года  от Гомпеша отречения от титула гроссмейстера. Это было сделано императором с политическими целями и вызвано стремлением сближения с Россией. т.к. еще 10 сентября 1798 года император России  Павел объявил, что он принял Орден под свое "высшее правление " и, с помощью бейлифа Fra ' Giulio Litta-Visconti-Arese, посла Ордена в Санкт-Петербурге, он был "избран"  гроссмейстером членами Главного Приорства России и некоторыми рыцарями, главным образом французскими изгнанниками, подданными Российской Империи в то время.

Главные Приорства Германии, Баварии, Богемии, Неаполя, Сицилии, Венеции, Португалии, Ломбардии и Пизы, надеясь, что защита царя гарантировала бы продолжение существования Ордена,  вскоре официально признали избрание Павла и только Испанское Главное Приорство и Главное Приорство Рима отказались признать его.

Так что, утверждения западных историков и сегодняшних руководителей госпитальеров, что Орден никогда не признавал российского императора Павла гросмейстером  лишены оснований и есть ни что иное, как попытка отстирать не слишком чистые плащи мальтийских рыцарей, представить их безупречными католиками, никогда не принимавших помощи схизматиков и еретиков.

Павел вскоре подписывает акт "О поступлении острова Мальта под защиту России" и объявляет остров губернией Российской империи.

Мутная и своекорыстная политика Европейских монархов и Папы Римского, стремившихся уничтожить республиканское правление во Франции и обуздать ставшего слишком уж опасным Консула Французской республики Наполеона Бонапарта чужими руками,  побудила Римского Папу Пия VI неожиданно согласиться с просьбой Павла I признать его гроссмейстером Ордена. Правда, устно. Папа полагал, что эти согласием он подтолкнет Павла к войне с Францией.

Однако, заигрывание Павла с католической церковью, его сближение с Римом не нравилось российской православной церкви и вся политика Павла в отношении мальтийцев явилась еще одной   среди множества других причиной убийства его в Михайловском  (Инженерном)  Замке  в ночь на 13 марта 1801 года.

Закат Ордена

Новый император Александр I  в первые же месяцы  своего правления (1 августа 1801 года) отказался от титула гроссмейстера Мальтийского Ордена, повелел убрать мальтийский крест с государственного герба, исключил  орден Св.Иоанна Иерусалимского из списка орденов Российской империи.
Хотя он и заявил, что будет и впредь оказывать покровительство Ордену, но вскоре,  25 апреля 1803 передает регалии гроссмейстера вновь избранному гроссмейстеру ордена Томасси. 5 апреля 1806   признает преемника Томасси лейтенанта гроссмейстера Гевара-Сардо главой Ордена.
10 марта 1810 года Главное Приорство Ордена в России лишается финансовой поддержки государства, а 2 декабря 1811 года объявляется о прекращении деятельности Ордена на территории Российской империи.

1 февраля 1817 года царским указом российским подданным запрещается вступать в Орден. Лицам, ранее вступившим в Орден, сохраняются их орденские  регалии и звания, полученные от Ордена, но наследникам они не передаются.

Позднее Орден предпринимал попытки восстановить свое Главное Приорство в Польше, но безрезультатно.

Вскоре Мальту, Гоцо и Камино захватила Британия, которая правила островами вплоть до 1964 года. Оставной гроссмейстер Гомпеш скитался по городам Италии, живя на мизерную пенсию от французского государства и умер в нищете в Монпелье 12 мая 1805 года. Только два рыцаря Ордена присутствовали при его похоронах.

Орден не оставлял надежду вернуть себе острова. Война между Англией и Францией закончилась подписанием Амьенского Соглашения 25.3.1802 года, по которому Франция обещала больше не вмешиваться в дела Ордена, а Великобритания возвратить острова Ордену в течение трех месяцев после ратификации Соглашения. Однако Великобритания не имела намерения возвращать острова, мотивируя это тем, что не уверена в обязательствах Франции соблюдать условия Соглашения.

Римский Папа 9 февраля 1803 года назначает гроссмейтером Ордена Джиованни Батиста Томасси (Giovanni-Battista Tommasi), который временно разместил резиденцию Ордена сначала в Катании (Catania), затем в Мессине (Messina) на острове Сицилия.

Организовав серию "народных выступлений" англичане собрали так называемую Асамблею Мальты, которая приняла новую конституцию островов в которой английский король признавался суверенным владетелем островов.

По окончании наполеоновских войн Парижским Соглашением держав победительниц 30.3.1814 года Мальта окончательно была признана владением британской короны

Последнюю попытку вернуть себе Мальту Орден предпринял в период работы Венского Конгресса, но участники Конгресса просто игнорировали притязания Ордена.

В 1806 году Швеция предложила Ордену в вечное и суверенное  владение остров Готтланд в Балтийском море, но в тот момент Орден еще надеялся на возврат Мальты согласно Амьенского Соглашения 1802 года. Кроме того, папский престол, который в то время полностью владел ситуацией в Ордене, полагал, что католицизм Ордена будет подвержен опасности, приняв дар от лютеранского государства. Кроме того, Папа понимал, что со временем местное население острова может потребовать независимости. Предложение Швеции было отклонено.

После  смерти в 1805 году Томасси Орден влачит жалкое существование. В Резиденции Ордена живет не более тридцати человек, имеющих титул рыцаря и небольшое количество обслуживающего персонала. Никакой военной силы после ухода с Мальты Орден более не имеет и никогда больше иметь не будет. Глава ордена утверждается  Папой и носит титул лейтенанта магистра. Орден не имет возможности даже пригласить на выборы членов Ордена, живущих в приорствах. Собственно, Орден существует только номинально.

15 июня 1805 года так называемый Малый Совет (Sacred Council) избирает гроссмейстером Innico-Maria Guevara-Suardo (Инницо-Мария Гевара-Сардо), но спустя два дня, группа рыцарей по требованию Папы Римского Пия VII собирает так называемую Генеральную Асамблею Ордена и избирает гроссмейстером Giuseppe Caracciolo ( Джузеппе Карацциоло). Однако к декабрю  1805 Папа, убедившись в пробританских настроениях нового гроссмейстера, отклоняет его кандидатуру и возвращает к управлению орденом Инницо-Мария Гевара-Сардо, но уже не как гроссмейстера, а лейтенанта магистра, т.е. понижает ранг руководителя Ордена.

В это время намечается тенденция к дальнейшему соращению численности так называемых "рыцарей по праву" (knights of Justice), т.е. тех, кто действительно посвящал себя полностью работе в Ордене, жил в резиденции или одном из командорств и резко возрастает число желающих получить так называмый Крест Преданности (Cross of Devotion) , т.е стать преданными рыцарями (knights of Devotion), фактически только числиться членами Ордена, помогая ему время от времени. Поскольку такие члены  должны были вносить в кассу  довольно таки значительные финансовые средства, то руководство Ордена всячески поощряло расширение круга таких рыцарей. Это стало основным способом выживания Ордена на долгие годы.

Грубо говоря, кучка людей торгует историей и славой Ордена Госпитальеров и на эти средства живет, впрочем, используя большую часть поступающих средств на благотворительные цели.

В 1814 году во главе Ордена по смерти   Инницо-Мария Гевара-Сардо становится Андреа ди Джованни ди Центеллес (Andrea di Giovanni e Centelles). Его представителей еще допускают присутствовать в зале заседаний Венского Конгресса, но все присутствующие их  полностью игнорируют. Это свидетельство того, что политическая и военная роль Ордена  к 1814 году равна нулю.

Нельзя сказать, что Орден не предпринимал попыток восстановить свое былое значение и могущество. В первой половине XIX века французское приорство Ордена вошло в соглашение с  борцами за независимость Греции и обещало большие суммы греческой общине в Лондоне в обмен на обещание после получения независимости передать Ордену остров Родос и несколько мелких островов. Однако рыцари вели переговоры со второстепенными лицами греческого движения, не имея, вдобавок полномочий от руководителя Ордена. Сведения об участии Ордена в заговоре просочились в прессу и госпитальеры были окончательно дискредитированы.

Кроме того, Турецкая империя  в 1830 году терпит сокрушительное поражение от Франции, которая захватывает Алжир. Теперь даже номинально не существует опасности для христианского судоходства в Средиземноморье и нет никаких даже мизерных оснований для возрождения Ордена иоанниов в качестве военно-морской силы.

В 1831 году резиденция Ордена Перемещается в Рим в здание Главного Приорства  Ордена в Риме палаццо Мальта (Palazzo Malta) на улице Хилл (Aventine Hill), а затем в здание бывшей резиденции посла Ордена при Папском Престоле палаццо Мальта на виа Кондотти (Palazzo Malta on the via Condotti) возле Пиацца ди Спага (Piazza di Spagna).

В 1834 году тогдашний руководитель Ордена Карло Кандидо едва не уговорил правительство обеих Сицилий уступить Ордену остров Понца (Ponza), но этому воспротивилась Великобритания. Чуть позднее премьер-министр Австрии Метерних, являвшийся почетным членом ордена (Bailiff of Honor and Devotion)  пытался уговорить членов кабинета передать Ордену один из небольших островов в Адриатическом море.

В 1848 году революционеры изгоняют Папу Римского из Рима, но в 1850 году с подавлением революции он возвращается. Глава Ордена Коллоредо предложил Папе  возложить на Орден задачи вооруженной защиты Ватикана, но госпитальеры имели очень мало членов, способных носить оружие, и предложение было отклонено. Тогда Коллоредо предложил возвратиться к идее защиты и покровительства христианских паломников в Иерусалиме, т.е. вернуться к тому, с чего Орден начинался   семьсот пятьдесят лет тому назад.
Однако французское правительство заявило, что Орден оказался неспособен защитить самого себя и тем более не будет способен защищать кого-либо в Иерусалиме.
Ватикан предложил организовать в Иерусалиме папское консульство, которое будут охранять рыцари Ордена, но Турция, владевшая тогда святым городом, не могла допустить присутствия вооруженных христиан на своей территории и к 1859 году эта идея оказалась похороненной.

28 марта 1879 года Апостольским Постановлением (Apostolic Brief ) восстанавливается титул Гроссмейстер для руководителя Ордена, которым с 1872 года являлся Джованни-Батиста Чечи  а Санта Кроче (Giovanni-Battista Ceschi a Santa Croce). Папа Римский Лев XIII Постановлением " Inclytum antiquitate originis "   подтвердил восстановление титула гроссмейстера, что, впрочем не помешало ему отклонить предложение Чечи о формировании полка Госпитальеров из числа активных членов Ордена. Это мотивировалось тем, что большинство рыцарей имеют преклонный возраст и не имеют военных знаний.

Однако, последняя треть XIX века характеризуется развитием международной потребности в появлении межнациональных благотворительных и лечебных организаций, особенно во время войн, которые могли бы оказывать медицинскую и иную помощь пострадавшим от военных действий и стихийных бедствий гражданским жителям, раненым и больным военнослужащим, оказавшихся в плену или без призрения своих правительств, интернированным и перемещенным лицам.

Наилучшей и реально существующей организацией, причем, независимой политически и финансово от какого-либо государства, являющейся в то же время христианской, что было приемлемо для всей Европы, католической, что было тем более приемлемо для многих стран, оказался Суверенный Военный Орден (Sovereign Military Order). Так в то время именовался Орден Госпитальеров. Впрочем, слово "военный" это уже было просто данью традиции, напоминающей о славном военном прошлом Ордена.

В 1876 году Орден в рамках своей деятельности уже как "главной международной независимой католической благотворительной и госпитальной организации"  в Тантуре (Tantur), что на пути между Иерусалимом и  Вифлеемом организует больницу, в которой уже к 1893 году прошло лечение более 130 тыс. больных.

Так, спустя почти 600 лет,  Орден вновь ступит на Святую Землю и именно в той роли, с которой он начинался.

Гроссмейстер Ордена Galeazzo von Thun und Hohenstein (Галеаццо фон Тун унд фон Гогенштейн), вступивший на эту должность в 1905 году, создаст американскую ассоциацию Ордена.

В 1910 году  Орден организует полевой госпиталь, который спасет много человеческих жизней в период итало-ливийской войны 1912 года. Орденское госпитальное судно "Реджина Маргарита" вывезет из района боевых действий более 12 тыс. раненных.

В период Первой Мировой войны в Германии, Австрии, Франции действовала целая сеть полевых госпиталей Ордена.

Гроссмейсер с 1931 года Ludovico Chigi Albani della Rovere (Людовик Чиги Албани делла Ровере) предпринимал много дипломатических усилий для создания наилучших условий для действий орденских католических миссий в разных странах. В 1933 году он создает миссионерскую школу медицины и хирургии (Missionary School of Medicine and Surgery) для того, чтобы обеспечивать орденские католические миссии (Catholic Missions) квалифицированным медицинским персоналом.

Деятельность миссий во время Второй Мировой войны в силу особенностей противостояния западных демократий и гитлеризма была значительно затруднена, хотя ряд мальтийских лечебных учреждений действовали в Польше, Германии, Австрии и Чехии.

После высадки американских войск на Сицилии и в Италии от союзников в распоряжение Ордена поступила значительная всесторонняя помощь в виде  госпитального имущества,медикаментов и транспортных средств плоть до самолетов санитарной авиации..

В послевоенный период Орден продолжал заниматься и занимается поныне только гуманитарной и медицинской деятельностью, в основном в странах, исповедующих католицизм.

orden3-gospital-3-5.gif (9431 bytes)Его полное современное название SOVEREIGN MILITARY HOSPITALLER ORDER OF SAINT JOHN OF JERUSALEM OF RHODES AND OF MALTA  - Суверенный Военный Госпитальный Орден Святого Иоанна Иерусалимского Родосский и Мальтийский.

Сокращенное общеупотребительное название -ORDER OF MALTA  -Мальтийский Орден.

Сегодня Орден насчитывает около 10 тыс. членов и по численности среди католических организаций занимает второе место после Ордена иезуитов (чисто монашеская религиозная невоенная организация).

Мальтийский орден общепризнанная международная организация и вместе с тем имеющая ряд признаков суверенного государства. Орден выдает своим членам паспорта, которые признаются в мире наравне с паспортами государств, имеет свою почтовую службу и выпускает знаки почтовой оплаты (марки) принимаемые в подавляющем большинстве стран. Посольства Ордена, имеющие статус равный со статусами посольств государств, имеются в восьмидесяти странах мира. Орден заключает с различными государствами соглашения такие же, как и межгосударственные. Т.е. по многим параметрам Орден обладает правами суверенного государства.

Это правовое положение Мальтийского Ордена обеспечивает ему возможность заниматься благотворительностью, гуманитарной помощью, лечением людей в разных странах мира на уровне объекта международного права.

В настоящее время в составе Ордена насчитывается 6 Главных Приорств (Рим, Венеция, Сицилия, Австрия, Чехия, Англия) и 54 национальных командорий, одна из которых имеется и в России.

Во главе Ордена в настоящее время находится руководитель, носящий следующий титул (переводите сами, как сумеете, мне это не удалось):

                         orden3-gospital-3-3.jpg (9912 bytes)

Члены Ордена делятся на три класса:
1- Полноправный (Justice),
2- Послушник (Obedience),
3а- Почетный (Honor),
3b-Льготный (Grace)  или  Даритель (Donat).

Каждый из этих классов разделен на ранги -
*высший крестоносец (grand cross),
*командор (commander) (только для классов 1, 2 и 3а),
*рыцарь (knight),
*даритель (donat) дается во втором и третьем классах достойным господам.

orden3-gospital-3-4.jpg (19509 bytes)В первом и втором классе и в первой группе третьего класса, титул Бейлифа (Bailiff ) можно давать рыцарям ранга высшего крестоносца. В первом классе все высшие крестоносцы - бейлифы и именуются "Почтенный" (Venerable).

На рисунке современные униформы госпитальеров:
1-Полноправный байлиф высший крестоносец;
2-Полноправный рыцарь в орденском плаще;
3-Почетный байлиф высший крестоносец.

 

Литература

1.Guy Stair Sainty.THE SOVEREIGN MILITARY HOSPITALLER ORDER OF MALTA (Сайт www.chivalricorders.org/orders/smom/crusades.htm)
2.Э.Лаввис, А.Рамбо. Эпоха крестовых походов. Русич. Смоленск. 2001г.
3.М.Ткач, Н.Какабидзе. Тайны рыцарских Орденов. Рипол Классик. Москва. 2002г.
4.Мячин А.Н и др. Сто великих битв. ВЕЧЕ. Москва. 1998г.
5.А.А.Игнатьев. Пятьдесят лет в строю. Военное издательство. Москва. 1986г.

Размещено с разрешения © Ю.Веремеев
Оригинал статьи


<<НАЗАД

Добавить комментарий

smhospital.ru, smhospital.fsay.net