Смоленская командория объявляет набор новициантов.
Обращаться по телефонам
8965-179-O5-89
8903-894-O3-75
по e-mail:
hospitallers@ yandex.ru

[Вход]
[Регистрация]
О клубе
Командория
Фото
Видео
Кузница
История
Гостевая
О клубе
Командория
Фото
Видео
Кузница
История
Гостевая
О клубе
Командория
Фото
Видео
Кузница
История
Гостевая
О клубе
Командория
Фото
Видео
Кузница
История
Гостевая
О клубе
Командория
Фото
Видео
Кузница
История
Гостевая
Уставы 1154-1306 (вырезки) - упоминания про одежду, доспех, оружие ордена

От составителя: В статье приведены все, хоть сколько нибудь интересные упоминания об одежде, доспехах, оружии ордена из статут 1154-1306 года.

Одежда
Устав Raymond de Puy, 1154
2. ... и да будут одежды его скромны, подобно скромности Господа нашего...
8. И не должно братьям носить яркие одежды и меха животных. ... И не дозволяется им также спать обнаженными, но одетым в льняную или шерстяную, либо другую камизу.
20. Кроме того, [мы постановляем] что все братья всех должностей, которые впредь посвятят себя Богу и святому Госпиталю Иерусалима, несут на груди облачений своих крест и на своих плащах

Устав Alfonso de Portugal, 1206
... Брат должен иметь три камизы и три брэ, и одну котту и одну сутану (chape фр.), и три простыни на кровати и четвертую в сумке, и гарнаш (garnache et supe - лат.), и два плаща (manteaus) - один с мехом (a penne лат.), и другой без, и шоссы изо льна (lin лат.) и шерсти.

Statutes, 1239
... Эти вещи надлежат Суконщику, Балиффу и любым братьям ... ..., и "льняные нити святости" (saintures de fil).
...также в основном Доме, каждый из братьев, должен носить шоссы (chauses) без передней части - стопы (pies).

Устав Hugo Revel, 1262 год
Во первых устанавливается, чтобы никто из братьев не покупал себе одежду для своего использования ... и тот кто должен иметь robe of pittance (одежда из тонкого материала для летнего времени) не должен получать другую по правилам. (Это правило говорит о невозможности иметь более одной летней робы, хотя братья естественно получали и зимнюю одежду из более теплого материала).
Устанавливается что братья не должны носить биретту (шапку-таблетку - в латинском уставе звучит как birretum bonneti, во французском как chapeau de bonet) из шелка или камлета (материал из шерсти верблюда), и что биретта должна прикрывать уши брата с обоих сторон, а тех кто ослушался, должно наказать семидницей.
34. Братьям запрещено иметь украшенный вышивкой чепец? (cuevrechief rechame') - только белого цвета.
35. Никто из братьев не должен носить украшенный вышивкой тюрбан (toaillon rechame') свисающий до пояса, любого другого цвета, кроме белого.
36. Устанавливается, что никто из братьев не должен передавать робу любому из своих сопровождающих, только если она сделана из тонкого или ношенного (б/у) материала, за исключением благородным сыновья, принадлежащих ордену.
1263
1. Во первых устанавливается, что любой брат у кого есть роба сделанная за пределами Parmentarie (швейная мастерская), без разрешения Суконщика (должность в ордене), где при Доме Госпиталя есть швейная мастерская, должен быть подвергнут семиднице.
2. Устанавливается, что братья могут не убирать мех (la penne) из своих гарнашей (garnache) - брат может иметь гарнаш с меховой подбивкой и иметь гарнаш без меха (в отличие от устава 1206, где брату разрешено иметь только один гарнаш).
8. Устанавливается, что все одежды, ранее принадлежащие покойному брату, принимаемые для использования (ou' forces auront este' mises), должны быть направлены Суконщику, как и полотно (bouquerans). И если тут будет любая одежда с золотом, должно отнести это в церковь, как и шелковые покрывала (couvetors) нашим господам, Больным.
1264
2. Устанавливается, что вся одежда покойного брата должна быть направлена Маршалу, а все ткани (bouquerans) Суконщику. И если тут будет любая одежда с золотом, должно отнести это в церковь, как и шелковые покрывала (couvetors) нашим господам, Больным. (повторяется в двух уставах)
1268
5. Устанавливается, что никто из братьев не может покупать робу любого известного мастера (dyste de nule rase plus haut) дороже чем три безанта на одежду (un garniment), и каждый кто покупает робу, должен иметь разрешение на это.
1270
15. Устанавливается, что братья могут носить ткань (материал из шерсти верблюда или другой) черного, серого или натурального цвета, и кусок такой ткани на одежду не должен превышать по цене шесть безантов, и все другие цвета запрещены.
16. Устанавливается, что братья должны одеваться опрятно, когда они идут через город, и они должны нести плащ, так чтобы он закрывал их плечи. А если они так не делают Балифф (командор) должен подать жалобу на них и наказать их семидневницей. И если Балифф не подаст жалобу, то Магистр может пожаловаться на него.
23. ... Также мы запрещаем золото на поясах...

Була папы Инокентия IV, 1248
Була говорит о ношении черных монашеских роб (cappa clausa) с восьмиконечным крестом поверх доспехов. (Точной цитаты нет).

Була папы Александра IV, 1259
...рыцари упомянутого ордена должны нести черный плащ, в отличие от остальных братьев ордена. А на войне и в сражении они (рыцари) используют сюркоат (suppellis) и другие котт д'арм красного цвета и на которых нашит белый крест на манер вашего знамени.

Nicholas le Lorgne, 1278
3. Устанавливается, что все братья ордена должны носить черный плащ с белым крестом. (в отличие от булы от 1259, где только рыцарям дается такое право).
4. Устанавливается, что все братья покинувшие нас, должны быть похоронены в своих плащах.
5. Устанавливается, что все братья-в-доспехах Госпиталя, когда одеты в доспех, должны носить алые сюрко (jupell) с белым крестом (була 1259 разрешает красное сюрко только рыцарям).
1283
3. Устанавливается, то братья не могут носить цветной шелк, за исключением белого и черного, и за исключением боевого алого; братьям запрещается носить на себе вышивку (brondeures) и украшения (racameures) из золота и серебра.
23. Устанавливается, что любой брат должен взять повседневную робу (roube de lievrason) зимой, он может не одевать другую робу, кроме зимней, пока она не износится. А если он возьмет ее летом, он может не носить другую этим летом. И если кто-то поступит иначе, позволь ему лишиться своей робы. И если будет сделана жалоба, испытать его Карантином (одиночеством?). Исключая два плаща, которые мы желаем чтобы были ранее.

John Dee Villiers, 1288
6. Устанавливается, что братья могут носить плащ сделанный из полностью круглого черного полотна, или возможно окрашенного коричневым, и могут носить плащ из коричневого материала (camlet), плащ может иметь gorgiere (ворот или капюшон?), и должен застегиваться спереди на застежки из того-же материала, и должен быть плотно застегнут вдали от моря, и должен иметь белый крест спереди. (на латыни это звучитат так: Statutum est quod fratres possint portare mantellos pluvie rotundros, pani nigri, apertos ante cisos cum botonibus illius pani; ultra mare autem omnes clausos cum cruce alba ante).
7. Длинные одежды (hargan - вид длинного пальто) и короткие котты (cotes hardies - короткая облегающая туника) запрещаются. А те кто носят одеяние (chapes), пусть носят. (на латыни это звучит так: Item cotlehardies vulgariter appellate cum punctis sunt prohibite).

Odo des Pins, 1295
1. Во первых устанавливается, что братья не могут носит украшенные (вышивкой) тюрбаны (фр. toaillon rachame', фр. tovallonum serico operatum), и также носить что-либо на голове цвета кроме белого, и не носить aureillier (не могу перевести), если оно не покрыто белым.

William de Villaret, 1300
7. Устанавливается, что крест который братья несут на плащах, сутанах (chappes) или длинных пальто (argans) должен быть размером в один палм (палм равен 3, иногда 4 дюйма).
21. Устанавливается, что если брат носит короткую котту (cotes hardies - также упоминается 1288, п.7) на него должна быть сделана жалоба и брат должен быть подвержен семиднице.
22. Устанавливается, что братья могут носить garnaches de berrie (berrie - грубая домотканая шерстяная ткань красновато-коричневого, серого или сероватого цвета, используемая для крестьянской одежды), открывающиеся спереди, с семью застежками из того же материала.
1302
18. Устанавливается, что каждому брату на год на его робу и lencieus (камизу?), для приведения их в порядок (costures - подшить, например, и т.д.) стоит дать девять белых безантов, и шесть белых безантов на стирку всех его роб. (на латыни это звучит как Statutum est quod tradi debeant cuilibet fratri pro tota annea, pro pannis lineis et cousturis, novem bisantii albi, ac pro abluendis omnibus ejus caubis bisantii albi sex).
1304
1. ... Относительно личной одежды (захваченной в походе) (robe de vestir) она вся должна быть передана Суконщику чтобы распределить ее среди бедных. Также суконщик должен получить холст, все виды суконной ткани которая была порезана, покровы, одеяла, ... далее идет перечисление большого списка одежды
(на фр. это звучит так: les bocarans et tous les dras de laine entram'es, teles entrame'es, sargesde lit, covertors, lenceaus, esparviers, chamelos entrame'es, corichef, touaillons rechame's, borsses, aureilliers rechames de fil ou de soie, - terayes, chapeaus de bonet et d'ombres, coifes, las de manteaus, rases, lanieres;
на лат.: buquerannos omnesque pannos lane non integros, sargias lecti, cortinas subtilesque de sargia, paleatos sacos lecti, coopertoria, linteamina, sparverios, camellatos non integros, cubrecapita tovallones operaatos, bursas et aureliarios filo aut sirico operatos ... targias, capucia boneti et umbre, cueufas, cordonos mantelli, razas, lanerias).

Fulk de Villaret, 1305
Во первых устанавливается, что братья не могут носить плащи, накидку (rondel - накидка с капюшоном), сутану (chappe) пальто (hargant) любого цвета ткани, кроме черного; и если кто-либо ослушается должен быть подвергнут семиднице, и потерять свою одежду.


Обувь
Устав Hugo Revel, 1262 год
Устанавливается, что братья не должны носить обувь кроме как на заутреню и утреннюю молитву, если только они не больны. И если кто-либо будет носить обувь против воли ордена и на него была сделана жалоба, должно наказать его семидницей.
1270
1.Во первых что касается ботинок типа estiveaus: все запрещено. Магистр дает указание следующего вида, что если кто-либо нарушит это правило, то жалоба должна быть о нем будет, и как можно скорее следует разоружить самого себя (признаться?), что он снял их или что он надел поверх них свою обувь типа soliers. (значение этого пункта не очень понятно, сравните с п. 33 от 1301).

William de Villaret, 1300
18. Устанавливается, священнослужители при Доме не должны иметь монастырскую обувь (chausement de freres), кроме священников, адвокатов, докторов медицины или хирургов, и летописцев, и служителей (valletz) Магистра (на латинском звучит как scriptoribus magistri et thesaurariis, et camerariis scutiferisque magistri), а вся другая обувь носимая по причине должна быть сделана подобно обуви указанных братьев, должна иметь покрывать ногу вокруг (rives tout entour), должна быть доверена остальным, кто может иметь монастырскую обувь (soliers de freres).
33. Устанавливается, что маршал имеет полномочия дать право брату носить обувь, и Гранд Командор имеет те же полномочия относительно братьев-служащих (freres de mestier) ...


Доспехи и оружие
Устав Hugo Revel, 1262 год
И пусть такое же наказание будет братьям, кто носит espaliers d'armes (доспех на плечи) или heuses (кольчужные чулки) в запретное время...
1264
1. Во первых устанавливается, что если брат имеет разрешение совершить рейд (chevaucher), он должен везти за собой все свои доспехи, кроме шапели (chapel de fer) и стальных поножей (jambie'res de fer) (эти доспехи можно везти на себе надо полагать).
1265
9. Устанавливается, что в украшениях щитов, седел, и доспеха для лошади не должно быть позолоты (orpel) или украшенного шелка, но только необходимое, за исключением того, что каждый брат имея боевое седло (фр. selles d'armes, лат. sella armorum) может поместить на него гербовое украшение (escucel), против этого мы не возражаем.
1270
23. Устанавливается, что золото и серебро всегда было запрещено на кинжалах и мечах, и мы снова запрещаем это. По поводу орнаментов, мы не возражаем, но они не должны быть из золота или серебра. Также мы запрещаем золото на поясах. Позолоченные или серебренные гербовые знаки были запрещены и снова мы запрещаем их.

John Dee Villiers, 1288
8. ...Приходящие арбалеты (arbalestres) должно помещать в сокровищницу.
15. Устанавливается, что братья не могут нести золото и серебро на своих мечах и кинжалах (cotel), или на другом снаряжении (harnois), только если для того чтобы передать это Мастеру или Балиффу. Но с орнаментом мы не возражаем.
1292
1. Во-первых устанавливается, что братья-рыцари не могут ездить на турецких седлах, не покрыв их белой или черной кожей, и никто из братьев не может ездить на турецких седлах не покрытых таким образом.
1293
1. Во первых устанавливается, что братья впредь не должны иметь пластины, клепанные поверх золота или шелка (имеется ввиду Coat-Of-Plates). А то что уже было, может остаться.

William de Villaret, 1300
37. Устанавливается, если любой брат Конвента находится при служении под повелением Командора, и если указанный брат умер, то украшения переходят к Командору, доспех к Маршалу, а деньги в казну. Также устанавливается, что Маршал получает три сотни сарацинский безантов отиз казны, и все украшения и доспех (vaissellements) брата-при-оружии, хранит Капитулирующий Балифф, и хранит вышеописанное в офисе у Гранд Командора;...


Интересные факты из уставов
Hugo Revel, 1262 год
22. Устанавливает, что ни Балиффы никто другой не может принять сестру в орден без разрешения Магистра. Этот указ имеет послабления, если принимаемая сестра может принести много пользу ордену или Орден рискует что-либо потерять (денежные потери, например), если сестру не принять. В таком случае Приор может принять сестру, но только если она не молодая и не вызывающего подозрения возроста.

Устав Hugo Revel, 1270
21. Запрет игры в кости.

Nicholas le Lorgne, 1283
9. Если брат еретик или был уличен в садомии он теряет одежду ордена.

William de Villaret, 1301
17. Тех кто разбалтывает секреты Дома отправляют в карантин в наказание.
1302
1. Брат или оруженосец может держать собаку.

Составитель-переводчик © Enton, 2010


<<НАЗАД

Добавить комментарий
Enton
>>1)фрагмент статута 1206, приведенный на сайте, не содержит упоминаний о головных уборах. Есть ли какие-то письменные источники на чепец и шапку-таблетку?
Прочитайте повнимательнее выдержки из уставов приведенные здесь. Ответ да, есть.
>>2) на сайте 1186-583.org приведен этот же фрагмент статута на французском, где упоминаются "...et une chape, ..., garnache et supe, et II manteaus...", шап, гарнаш ет суп и мантель, т.е. 3 различных элемента одежды. Мантель - это плащ, Chape в переводе с французского - облачение, м.б. шап и есть ряса, а гарнаш - нечто другое?
Собственно на французском сайте указано, что они считают шапом. Гарнаш - это теплое одеяние (условно пальто) по уставу с капюшоном.
3) Можно ли где-то в сети найти полный текст статута 1206 на французском или на латыни, т.к. почти все русскоязычные тексты ссылаются на Николя?
Полного текста этих статут на французском или латыни не встречал. Есть на английском у господина Кинга.
2011-08-13 18:04:00


Flint
Здравствуйте, у меня 3 вопроса:
1)фрагмент статута 1206, приведенный на сайте, не содержит упоминаний о головных уборах. Есть ли какие-то письменные источники на чепец и шапку-таблетку?
2) на сайте 1186-583.org приведен этот же фрагмент статута на французском, где упоминаются "...et une chape, ..., garnache et supe, et II manteaus...", шап, гарнаш ет суп и мантель, т.е. 3 различных элемента одежды. Мантель - это плащ, Chape в переводе с французского - облачение, м.б. шап и есть ряса, а гарнаш - нечто другое?
3) Можно ли где-то в сети найти полный текст статута 1206 на французском или на латыни, т.к. почти все русскоязычные тексты ссылаются на Николя?
2011-08-10 21:22:00


Enton
P.S. - большинство одеяний монаха имеют капюшон - может эти одеяния и есть гарнаш с супом. На данный момент лучше конечно делать без капюшона.
2010-04-14 14:30:00


Enton
А вот например черные котты часто встречаются?
Думаю беседу стоит либо перенести на 13с либо продолжить в личке. По двум имеющимся источникам наверное это что-то между коттой а хабитом св. франциска. И поскольку на изо капюшонов нет - скорее всего и нам неверно их носить.
2010-04-14 14:26:00


Поль
//котты в 13с все в основном до колена, а эта до пола//
ОМГ. Скажи это Манессу и мациевке!!

Какие миниатюры с в-м орденами с капюшонами? я не знаю ни одной кроме тамплиеров за шахматами причем у левого шаперон, логично что и у правого. Больше нет.
Сравнивать в-м с монашескими орденами не правильно и некорректно. Так тамплиерам было прямо запрещено уставом носить монашеские рясы и аксесуары как не сочетающиеся с воинским статусом.

По французам - исходя из этой логики все наши реконструкторы Руси должны быть мега кошерны т.к. читают летописи на родняке) У этих французов очень много косяков. Хотя по быту они не плохи.
2010-04-13 00:19:00


Enton
По цитате я ссылку давал - это мнение французских реконструкторов. Кстати они имеют возможность читать уставы госпиталя на родном языке (основные языки уставов - фр. и лат.), думаю им виднее что есть роба.
Я не уверен, что на картинках изоражена котта, например потому что котты в 13с все в основном до колена, а эта до пола. Если ты утверждаешь, что это именно котта - попробуй мотивировать. Может это аналог хабита св. Франциска (кстати хабит - вроде как обозначает тоже "одежда вообще"). Такой вывод напрашивается т.к. монашеские ордена и военно-монашеские из "одной песочницы".
Да и вообщем не все ли равно как называть. То что мы носим сейчас суть есть тоже самое, только с капюшоном.
А капюшон - частое явление среди монашеских орденов (бенедиктинцы, францискийцы) - посмотри изображения монахов на 13с - почти все с капюшонами. Есть даже парочка изображений, где представители военно-монашеских орденов (не госпитальеров) с капюшонами, так что вот.
2010-04-12 00:20:00


Поль
"Затем, брат надевает робу (robe) c широким капюшоном"
Одевает одежду с капюшоном - в чем противоречие? Кстати это из какого источника цитата?

//"роба бедности", "роба для жизни"//
Бедная одежда, повседневная одежда. Не вижу проблем.
2010-04-11 23:16:00


Поль
Тыкаться с терминами можно долго, я знаю только одно - есть минимум две миниатюры с госпитальерами, там они в коттах. Если у нас есть то как они ходили точно, зачем додумывать как они ходили возможно?
2010-04-11 23:13:00


Enton
Кстати на правом тамплиере из книги игр таки капюшон есть и даже того же цвета что одежда - может пришит, кто знает?
2010-04-10 17:39:00


Enton
Кстати Поль, покажи пожалуйста однозначное упоминание о том, что роба это "одежда" вообще и в других смыслах не может использоваться? Некоторые уважаемые товарищи считают что это не совсем так:
"Затем, брат надевает робу (robe) c широким капюшоном (который прослеживается в нескольких монашеских орденах, в том числе и у Францисканцев)." - http://www.guerriersma.com/contenu/reconstitutions/hopital/Frere_clerc/frere_clerc.htm
Также господин King в своих переводах уставов разделяет понятие роба и одежда, хотя и не акцентируется особо на этом.

Да вот еще - то что в моем переводе звучит как роба в уставах иногда звучит как "роба бедности", "роба для жизни", "cappa clausa" и др, а е только roube.
Котта же однозначно упоминается как cotes. Так что не все так однозначно.
2010-04-10 17:04:00


Enton
>>Котта никак не похожа на хабит Франциска
Скажи пожалуйста, в чем разница? Да выкройки отличаются, но на изображениях то выглядеть будет одинаково.
2010-04-10 16:55:00


Поль
Роба - не котта а одежда. Вообще одежда - набор одежды, а не какая то конкретная.
Котта никак не похожа на хабит Франциска, Бог с тобой. Выкроек копаных котт - зашейся.
http://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/cloth/tunics.html
Братцы, не изобретайте велосипед - есть 2 миниатюре с госпитальерами на 13 - на обеих котты и мантели. Если хотите с кем то сравнить - то смотрите синхронные миниатюры тамплиеров и тевтонцев - там тоже ни одного капюшона, нигде. Котты и мантели.
Монашеские ордена тут вообще не при чем.

2010-04-09 22:23:00


Enton
Роба - не обязательно котта. Судя по двум имеющимся у меня изображениям госпитальеров - они носят длинные одеяния черного цвета вероятно из сукна, может быть изо льна.
Выкройка этих одеяний предположительно похожа на Хабит св. Франциска, или котту, только до пят.
2010-04-07 19:34:00


Поль
IronFort абсолютно прав. Более того роба переводится как "одежда" вообще, и это 100% факт.
2010-04-04 22:18:00


IronFort
А я и не говорил, что не соотносится. = )) Всё логично: котта и плащ-монтель. В принципе можно сделать вывод, что использование т.н. "гарнаша" как повседневной универсальной обязательной одежды не слишком обосновано. Гарнаш и шап (garnache et supe) скорее всего использовались как сезонная тёплая одежда. А обязательным атрибутом брата Ордена являлся плащ с нашитым крестом.

И то что на фестивалях все поголовна рассекают в "гарнашах" в 30 градусов жары это не обоснованный реконструкторской наукой мазохизмЪ =))
2010-04-04 03:16:00



[1][2]

smhospital.ru, smhospital.fsay.net